С конца февраля и по сей день производители продуктов сталкиваются с ростом цен на сырье, упаковку, логистику и другие составляющие себестоимости, дополнительное давление на неё оказывает переход на предоплатную систему расчётов с поставщиками и рост банковских кредитных ставок.

Несмотря на оперативную перестройку бизнес-процессов, ключевые проблемы остаются прежними. Приведу для примера ряд цифр.

По упаковке, которая закупается за рубежом, многие поставщики перевели расчеты на предоплату в валюте. В среднем только за последний месяц цены в валюте выросли на 15-20%. По некоторым видам упаковки, в частности, по гибкой упаковке (краски, растворители, клей и пр.) — на 42-45% в евро, плюс введено эмбарго на поставку тех же полиграфических красок в Россию, что вынуждает производителей искать альтернативу в других странах, в том числе в России, но отечественные предприятия зачастую закупают импортные материалы для производства упаковки. Поэтому отечественная упаковка также растёт в цене. Текущий рост на полиэтиленовую пленку и полипропиленовые мешки находится на уровне 50%.

По логистике: российские автомобили не пускают в ЕС, а некоторые поставщики и перевозчики вовсе отказались доставлять товары в Россию. Колоссально растут тарифы на перевозки: по фурам из Европы тарифы уже выросли в 2-4 раза к прошлому году. Необходимость перегуза фур в Белоруссии значительно увеличивает сроки доставки продукции, и саму стоимость логистики ввиду простоев. Ситуация только усугубится если введут необходимость перегруза товаров и на территории России. Ждать машинам с продовольствием придется неделями (и это после очереди на самой границе).

Скоропортящиеся грузы при таких условиях ввозить будет просто невозможно: они пропадут раньше, чем доедут до покупателя.


Отдельной проблемой в текущей ситуации являются взаимоотношения с торговыми сетями.

Предложения поставщиков по мораторию на штрафы, сокращению сроков корректировки цен, а также отсрочек оплат заказов на практике тоже не нашли отклика среди торговых операторов. Та же отсрочка оплаты, которая составляет месяц после продажи товаров с полки, наносит большой урон оборотному капиталу производителей, который направляется на покупку сырья, оплату логистики и проч., и жизненно необходим для безостановочной работы пищевых предприятий.

При этом со стороны сетей звучат требования о снижении отгрузочный цен. Но как их снижать, если все составляющие себестоимости продолжают расти несмотря на некоторую стабилизацию курса, а те цены производителей, которые изменились по объективным рыночным причинам ещё в феврале-марте, сети до сих пор в полном объёме не приняли?

Поставщикам непонятно, почему стоимость товаров на полке возросла в разы больше, чем заявленное ими и неприятное сетями повышение.

Дополнительной проблемой сегодня являются и высокая налоговая и вненалоговая нагрузки, связанные с маркировкой, системами типа «Платон», введением расширенной ответственности производителей, проверками контролирующих органов и т.п.

Все это более усугубляет положение поставщиков — ведущего звена в цепочке производства товаров.

Сегодня производители продуктов находятся в критическом минусе, кассовый разрыв увеличивается с каждым днём, следующий этап — серия банкротств. 


Чем тогда будем торговать?

Именно поэтому, очень важно, чтобы торговые сети впервые за всю современную историю, на практике пошли навстречу поставщикам по обозначенным выше пунктам. Важно, чтобы государство отменило или приостановило все программы, вызывающие дополнительную финансовую нагрузку на поставщиков, пересмотрело кредитную и налоговую политики. В текущей ситуации важно, если не помогать, то хотя бы не мешать!