Мы, как рекрутинговая компания, внимательно отслеживаем тенденции на меняющемся рынке труда и вот что заметили:

Сейчас бизнес бережно относится к персоналу, старается сохранить, удержать лучших любой ценой. А если это не удается, то компании объединяются в проекты по передаче персонала или помогают высвобождающимся сотрудникам карьерными консультациями, содействием в трудоустройстве своими силами или силами карьерных консультантов, рекрутинговых агентств. Есть примеры, как еще недавних сотрудников из офлайн-розницы переучивают на форматы онлайн-продаж в других сферах.

Второй момент: как бы собственники бизнеса и генеральные менеджеры ни проявляли заботу о персонале, их мысли сейчас сосредоточены вокруг перестройки логистических цепочек, замене товаров и продуктов или их ингредиентов. Это основная боль и главный вызов рынка.

Для персонала это несет определенные возможности и одновременно большие риски. Например, руководитель отдела закупок или продаж, не предлагающий новых решений, умеющий работать лишь по привычным схемам, может быть уволен, а молодой специалист, проявляющий инициативу, предлагающий нестандартные решения, может быть наоборот, повышен.

Подобная внутренняя чистка в компаниях идет в каждый кризис.


На первый план выходят другие компетенции: умение мыслить нестандартно и принимать решения в условиях неопределенности вместо стремления к организованной и упорядоченной работе, умение убеждать и воодушевлять других вместо автономной работы.

Мы же, как рекрутеры, уже видим выходящих на рынок труда кандидатов из международных компаний, и их резюме отличаются от тех, что мы привычно видели на работных сайтах еще до недавнего времени. У них длительный опыт работы на одном месте, рост внутри одной компании, отличный английский.

Они — правильные, с хорошими рекомендациями, образцово-положительные, и вместе с тем, не очень нужные сейчас российскому бизнесу.


Почему? На мой взгляд, они очень тепличные, привыкшие работать в отлаженной системе, в предсказуемой среде. А рынок сейчас — не для правильных отличников, а для более рисковых, нарушающих правила троечников. Перестройка идет во всех направлениях: в производстве, ретейле, IT. Бизнес ждет кандидатов с опытом в разных структурах, в некомфортной среде, в том числе. Готовых рисковать, менять правила, создавать новые.

На мой субъективный взгляд, такие «идеальные кандидаты» сейчас больше бы пригодились в гос или окологосударственных корпорациях, а бизнесу в период потрясений, особенно ретейлу, больше бы пригодились кандидаты со смешанным опытом: и в западных, и в российских компаниях, и с опытом частного предпринимательства, в том числе.

Сверхновому рынку труда нужны активные строители нового будущего, а не те, кто научился хорошо поддерживать существующие бизнес-процессы.

И еще немного о новых возможностях. Многие экспаты сейчас уезжают из России и освобождают руководящие посты, их места займут российские топ-менеджеры. Можно говорить об ускоренных карьерных возможностях для наиболее амбициозных из них. И если ранее (в 1990-х или ранних нулевых) российские топ-менеджеры не обладали достаточным опытом и экспертизой, чтобы возглавить бизнес, то сейчас они абсолютно готовы к новым ролям.

Из развивающихся тенденций, как рекрутеры, мы видим сейчас увеличение дисбаланса в ожиданиях бизнеса и в ожиданиях людей от бизнеса.


И если бизнес готов затягивать пояса, то многие соискатели или работающие сотрудники ожидают, что им будут повышать зарплату, просто потому что «инфляция и все дорожает».

Думаю, что к осени эта инфантильная позиция у многих уйдет, и рынок труда станет в большей степени рынком работодателя. А люди, готовые делать больше стандартных обязанностей, и не боящиеся получать оплату за результат, а не за процесс, будут в особой цене.