Сразу вслед за тем, как прогремело заявление, что крупнейшая в мире ресторанная сеть продает бизнес в России, последовала успокоительная молния ТАСС: «McDonald's возобновит работу в России под новым брендом в середине июня, сохранив коллектив, сеть ресторанов и меню, сообщил источник в компании». То есть волноваться не о чем, «все будет как при бабушке».

Ко всему привыкаешь. И мы уже вроде как свыклись с тем, что заявления, как один, а то и множество бизнесов в России изменят название в силу известных всем причин следуют практически каждый день.

Технологии есть, цепочки поставок налажены, сотрудники на местах, значит беспокоиться не о чем?


Действительно был глянцевый журнал с одним названием, теперь будет с другим. Была сеть DIY-магазинов с одной вывеской, теперь будет с другой. Был банк, у которого на пластиковых карточках было написано одно имя, теперь будет другое. Какая разница!

А вот как раз на примере банка и его создателя можно разобраться с вопросом подробнее! Потому что имя – это крайне важно. А имя, ставшее символом, важно в кубе.

Как символы возникают, не совсем понятно.

Но факт есть факт: береза - символ России, Биг Мак - символ фастфуда, «Мерседес» - символ хорошего автомобиля, Мерлин Монро - символ секс-символов, а Олег Тиньков — символ отечественного предпринимательства. 


Со всеми его плюсами и минусами. Селф-мейд-мен. Из грязи в князи. Образец того, что в России можно сделать бизнес с ноля. У них студент-недоучка Джобс основал Apple, у нас студент-недоучка Тиньков основал крупнейший частный банк по числу клиентов. А до этого на своем примере продемонстрировал, что можно быть успешным практически в любой сфере.

Потому что был ретейл (сеть магазинов «Техношок»). Был ресторанный бизнес (рестораны «Тинькофф»). Было производство продуктов питания (пельмени «Дарья»). Было производство напитков (пиво «Тинькофф» и «Т»). Каждый проект яркий и выделяющийся на общем фоне, как Усейн Болт в свою золотую пору среди участников забега на 100 метров.

После «антиспециоперационных» заявлений отца-основателя, банк объявил что сменит название, а Тиньков объявил, что продает свою долю. Ок? Нет, не ок.

Потому что все предыдущие проекты, проданные Тиньковым просто перестали существовать в природе. Хотя покупателями каждый раз выступали матерые бизнес-структуры, получавшие растущий бизнес. Потребители без стажа уже не вспомнят некогда гревшую сеть «Техношок». Нет бренда «Дарья», купленного за $21 млн самим Романом Абрамовичем. Нет и пивоваренной компании «Тинькофф», приобретенной мировым гигантом InBev за $201 млн. А на месте бывшего пивзавод сейчас кажется располагаются склады.

Немаловажно заметить, что, являясь владельцем упомянутых бизнесов, предприниматель порой годами жил за границей. То есть успех был основан, отнюдь не на том, что Тиньков ежеминутно принимал участие в оперативном управлении. А на чем тогда?

Владелец бизнеса не только задает стандарты, но и инвестирует в проект свои энергию и мировоззрение – вещи, которые далеко не всегда можно описать при помощи самых лучших бренд-буков.

В конечном итоге из этого складывается продукт, которым хотят пользоваться многие. Убери один из элементов – все может рассыпаться.


Не зря комментируя уход «Макдоналдса» основатель сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров написал: «Это будет эксперимент невиданного масштаба. Насколько сохранится любовь к продукту, если у него не будет любимой торговой марки, которой ты доверяешь? Картошка-фри и бургеры останутся, но вот будут ли по-прежнему самые низкие в мире цены - это большой вопрос. Будут ли работать также отлично рестораны без международного аудита, будут ли гости также любить марку без рекламы? А если новый бренд состоится, то это конечно будет большой вызов и сигнал франчайзерам и инвесторам по всему миру. Я гадать не хочу, да и никто не знает ответов на эти вопросы. Будущее покажет».

Дмитрий Грозный о гастрономической контрреволюции