Для начала: какова общая обстановка в компании? Как она изменилась за последние две недели?
- Общая обстановка нормальная. Но эта игра в кошки-мышки, в которую нас обязало играть государство, отнимает много сил и энергии. Мы заняты тем, как не попасть под мобилизацию. Либо самому, либо родственникам, либо детям, жены за мужей переживают, кто-то за себя, кто постарше – за детей, но очевидно, что на это уходит много энергии, мыслей и пр.

Есть еще одна вещь, которая уже происходит. У нас все курьеры – мужчины, почти исключительно призывного возраста, среди них есть служившие. Они начинают постепенно выпадать. Это тоже головная боль.

А если говорить об офисе?
- Из офиса уехали за границу, как минимум, 8 человек. Вот сейчас. IT, маркетинг, аналитики… Речь про мужчин, конечно. Еще какая-то часть уехала весной. Теперь эти 8 человек работают дистанционно. Как следствие – это не только стресс, но и ухудшение коммуникаций. Плюс, конечно, эти 10 дней большинство из них нормально работать не может, потому что люди перемещались, обустраивались и т.д.

А те, кто работает в офисе, но решил не уезжать или не может уехать по каким-то семейным обстоятельствам, в основном перешли на работу из дома. Чтобы как можно меньше выходить из дома.

Это как-то повлияло на эффективность работы?
- Оценить, как это повлияло в каком-то денежном выражении невозможно. Что точно видно: какие-то проекты не могут реализоваться, сроки сдвигаются, просто потому что какой-то человек выпадает на неделю. Неделю не работает. Невооруженным глазом видно, что это влияет.

А каковы потери среди рядового персонала?
- Пока цифры не гигантские. С точки зрения операционного бизнеса мы работаем в основном по франшизной модели, поэтому мы знаем общее количество курьеров, но нам не очень нужно знать, почему происходит ротация, из-за чего один сменил другого и почему кто-то конкретно не вышел сегодня на работу и т.д. Вопросы на эту тему мы, естественно, не задаем.

Раз есть франшиза, значит есть и франчайзи…
- Несколько тоже выпали. Минимум трое уехали из страны, переложив на кого-то свои функции. То ли на жен, то ли на администраторов.

Естественно у всех стресс. Пытаетесь ли вы этот «нервяк» погасить и вообще возможно ли это? Что вы делаете, чтобы привести людей в норму?
- В основном общение у нас происходит через офисный чат. Пишу туда, где и что можно узнать о мобилизации. Однозначно, мы советуем не ходить в военкоматы. Тем, кто хочет уехать, мы говорим: уезжайте! Мы собрали информацию, кто находится в зоне риска – служил, с какой-то востребованной военной специальностью – и говорим этим людям: уезжай, не вопрос. Прекрасно понимая, что человек выпадет на какое-то время. То есть люди уезжают, а мы продолжаем им платить зарплату. И таким образом их поддерживаем. Но в основном, конечно, снабжаем информацией, сделали памятку: что делать, что не стоит делать, права и обязанности, как себя защитить и т.д. Я прямым текстом написал: «Мы вас ни за что не сдадим. Через офис вы повестки не получите».

Сейчас многие пытаются обезопасить персонал и одновременно свой бизнес: кто-то селит людей в гостинице, кто-то оплачивает такси, кто-то выводит человека за штат, но он продолжает работать по договору.
- У нас ничего этого нет. Нам немножко легче, потому что у нас люди могут работать дистанционно из дома. Мы говорим: сидите дома, работайте, а если боитесь и хотите уехать — уезжайте и также работайте дистанционно. Нам не нужно ничего придумывать. Единственно, что мы приняли решение — не поддаваться на увещевания государства и не аккредитовать наших людей, как персонал IT-компании. Лучше быть ниже радаров. Как только они попадут в некие списки, возникнет некий риск, что государство передумает и призовет этих людей, как операторов ЭВМ, управлять ракетами или дронами. Это не уловка, а просто осознанное решение — голову в петлю не просовывать.

А вообще повестки сотрудникам компании приходили?
- Приходили. Лично уговаривал и, слава Богу, убедил не ходить в военкомат сотрудника, которому подсунули повестку под дверь. Его вызывали для уточнения воинской специальности. Я уговорил его не делать этого ни при каких обстоятельствах. В любом случае, я понимаю мотивацию военкомов: плевать им на ошибки, они хотят выполнить поставленную им задачу по набору любой ценой. Сейчас говорят: мы уже завершили первый этап мобилизации, чтобы люди успокоились перестали прятаться, а повестки продолжают отправлять. Это все равно, что сказать: расслабься, мы тебя уже бить не будем, и тут же — раз и под дых.

Как сейчас изменилось количество заказов. Я разговаривал с компанией, торгующей премивальной бытовой техникой: у них количество заказов упало в 10 раз.
— Есть две тенденции, которые прямо противоположны. Первая работает в минус. Уезжают наши клиенты. Как они будут заказывать, будучи в Казахстане или Грузии! Но это все-таки небольшой процент людей, потому что наши заказчики — в большей степени люди семейные. Им уехать гораздо сложнее, чем одиночкам. А вторая тенденция, наоборот, в плюс. Люди сидят дома и боятся лишний раз выходить куда-либо. Более того, я знаю компании, которые прямым текстом сказали своему персоналу: ребята, переходите на дистанционку и выходите из дома как можно меньше, лучше заказывайте доставку.

Значит продажи выросли?
- Флуктуация очень сильная… Определенный рост есть, но он может быть связан не с мобилизацией… Есть же сезонный фактор: дожди для нас — это большой плюс. Поэтому отделить зерна от плевел здесь не получится. То есть выросли продажи из-за плохой погоды или из-за того, что люди боятся выходить из дома — непонятно. Мы просто работаем в безопасной сфере — еда всем нужна, без этого никак не выжить. Без всего чего угодно – техники, мебели, и даже медицины в какой-то степени, а без еды — никак.

Что Вы планируете делать с бизнесом в ближайшее время? Можно ли что-то развивать?
- Смотрите, в целом, у меня, конечно, пессимистический настрой по поводу экономики и развития чего-бы то ни было в России. Если есть возможность свернуть бизнес или перевести его в другую страну, то, конечно, это стоит сделать. Потому что перспективы в ближайшие 5, а то и 10 лет – негативные. Пока он не уйдет, мы все будем в ж… Конкретно для нас ситуация легче, потому что прямо сейчас мы реализуем проект с одной из крупных интернет-компаний, когда часть заказов по доставке отдадут нам. Если бы не это, мы наверно просто закрыли бизнес. Потому что надежд, что мы выйдем в плюс и соответственно, бизнес можно будет продать не было никаких, но теперь у нас есть шансы вывести бизнес на самоокупаемость. А значит мы сможем сохранить работу для людей и вложенные средства, и выполнить обязательства перед акционерами.

Уехать по сути может, кто угодно, но только не CEO, потому что они отвечают за весь бизнес…
— В принципе, CEO компании, может уехать, если не является акционером. Особенно, если у него есть возможность устроиться где-то там на работу. Но, как правило, CEO — устоявшийся человек: с семьей, с детьми, определенными обязательствами, кредитами, ипотекой, поэтому сняться и уехать куда-то ему крайне тяжело. Как поддерживать уже сложившийся уровень расходов — это тоже важно. Человек повязан многими вещами. Как бытовыми, так и финансовыми. Но совсем некуда деться руководителям компаний, которые являются также акционерами и инвесторами.

Вы не уедите ни в каком случае?
- Глупо решать: не уезжать ни в каком случае. Хотя, у меня еще и семейная ситуация этому не способствует. Но в худшем случае, я, конечно, встану и уеду.

Что в целом происходит на фудтех-рынке происходит? Грядет ли череда банкротств?
- Если говорить про рынок e-grocery, то там банкротств не будет, конечно же. Потому что там остались только очень большие компании. Экосистемы «Яндекс» и «Сбер», ретейлеры, маркетплейс Ozon… Они не будут банкроться — будут уменьшать расходы, сокращать убытки через партнерства или просто уходить из каких-то ниш. А все мелкие закрылись еще в 2020-м и прошлом году.

Если говорить про фудтех в целом, то небольшие сервисы, которые не вышли на прибыль, и она светит еще не скоро, будут либо очень сильно ужиматься, чтобы выйти хотя бы в ноль, либо закрываться. Сейчас инвестировать в эту историю могут только большие оптимисты. С моей же точки зрения, если нет ближайшей перспективы выйти в плюс, то нужно точно закрывать.