Fashion-рынок в 2022 году пострадал очень сильно. Все знают о всех событиях – сколько брендов покинули рынок, сколько брендов приостановили работу. А fashion-рынок как раз очень брендовый рынок. Мы как компания, чьи основные продажи формировали именно международные бренды, столкнулись с челенджем – чем компенсировать ушедшие бренды и как вернуть прежнюю ассортиментную матрицу. Здесь есть свои плюсы и минусы. Я упомянула, что боюсь возвращения в 90-е, потому что для fashion-сегмента это период без брендов и время абсолютного хаоса. Тогда продавали какие-то вещи с какими-то этикетками, которые штамповались где-то в Китае и не имели никакого отношения к бренду, который на них написан.

Мы видим, что этот хаос немножко возвращается. И это пугает.

 Я давно не видела такого количества фейков на рынке, которое сейчас продается на маркетплейсах.

С одной стороны, параллельный импорт помогает, его задачи понятны. Но с другой стороны он и усугубляет ситуацию огромным потоком нелицензированной неоригинальной продукции. В этом смысле наша задача как игрока, ориентированного на бренды, сохранить чистоту ассортимента на нашей площадке – мы контролируем все что происходит, каждый SKU, каждый бренд, каждого селлера.


На рынке открылись большие возможности для локальных брендов. Российские бренды занимают освободившиеся площади в торговых центрах и активно наращивают представленность на платформах. Задача рынка в лице больших игроков – помочь локальному производителю нарастить эту массу. Ведь создание бренда – это долгосрочная инвестиция и не все производители были готовы к таким вложениям до недавнего времени из-за конкуренции с международными гигантами. 

Но сейчас их нет и когда они вернуться непонятно. С одной стороны, мы стараемся, чтобы они вернулись на российский рынок, в том числе через нас. С другой, помогаем локальным брендам не упустить эту возможность и усилить свою представленность на рынке. Чтобы к моменту возвращения международных fashion-сетей покупатели остались с ними, а не вернулись в магазины ZARA при первой возможности.

Как крупный игрок мы видим свою задачу в помощи небольшим российским дизайнерам с точки зрения масштабирования. Основная проблема небольших локальных брендов в том, что они не могут масштабироваться. Производители привыкли работать на небольших оборотах, потом они выходят к нам на платформу и через месяц все их процессы ломаются. Потому что они не были готовы к таким объемам, которые Lamoda может им обеспечить. И здесь помогает постоянная коммуникация, работа с партнерами, обмен лучшими практиками по наращиванию производства, планированию бизнес-кейсов. В этом направлении мы видим большие возможности.

Мы приняли решение не расширять ассортимент, потому что в стране и так хватает маркетплейсов. Лучше мы останемся в нашем голубом океане, где мы себя хорошо чувствуем и приносим покупателям пользу своей уникальностью. Будем наращивать ассортимент в сегменте beauty. Здесь большой потенциал у азиатских брендов на фоне ухода из страны основных холдингов. А также home ассортимент, интерьерные решения, на фоне ухода ZARA Home и H&M Home. В этой категории мы будем делать свою СТМ. Помимо этого, мы видим большой потенциал в детях. На Lamoda эта категория была долгое время отстающей, сейчас мы видим, что ниша не сильно занята, а потенциал у категории огромный.

Мы в 2022 году выросли также, как и в 2021 – на 51%. Если смотреть на наши драйверы роста, у компании есть три ключевых постулата – клиент, команда, эффективность. Что нужно клиенту – широкий и качественный ассортимент в наличии, справедливая цена, допсервисы. С точки зрения команды – гибкость, скорость изменений, возможность переработать все новые вызовы и найти решение. Эффективность – баланс между инвестициями и заработком. Если смотреть на рынок, можно наблюдать двоякое состояние. С одной стороны, все компании ставят прибыль в приоритет из-за турбулентности и различных рисков. С другой все понимают, что рынок большой, бизнесу есть куда расти и хочется забирать все большую долю.

В прошлом году сегмент b2b у нас вырос на 60%, а b2c на 40%. В прошлом году мы открыли 200 новых магазинов. А также активно расширяли ассортимент - у нас добавляются строительные материалы, электрика, сантехника, крепеж. Мы заключаем прямые контракты с основными производителями.

Мы не смотрим в сторону комиссионной схемы сотрудничества с поставщиками, по нашему мнению, она убирает ответственность за ассортимент.

Ведь в чем сейчас состоят основные претензии к маркетплейсам – там много товара разного качества, мягко говоря. А нам важно продавать 100% качественный товар, чтобы клиент мог нам доверять. Это наша отстройка от конкурентов и нам важно ее сохранять.

Последние три года с начала пандемии мы наблюдаем бум рынка e-grocery. Если в 2019 году на слуху был в качестве значимого игрока только «Утконос», то спустя несколько лет рынок серьезно изменился. Появилось много новых игроков с разным подходом к бизнесу – мы конкурируем с крупнейшими банком, онлайн-игроком и ретейлером. И эта конкуренция очень сильно двигала сегмент вперед – за 2021 год российский рынок доставки продуктов питания стал очень передовым. Некоторые сервисы вышли на зарубежный рынок, правда, большинство из них уже вернулись обратно. 2022 год ознаменовался вынужденной работой с эффективностью, компании начали больше смотреть на операции и думать над тем, как сделать этот бизнес эффективным после долгих лет огромных инвестиций и убытков. В этом году ожидается, что рынок будет замедляться после двух лет супер бурного роста. Тем не менее, развитие онлайна для нас остается приоритетным направлением. 

В 2022 году мы не очень много усилий вкладывали в развитие нашей офлайн-розницы. В каком-то смысле мы этот процесс даже приостановили, чтобы понять, как будет развиваться рынок и что вообще будет происходить дальше. Мы выходили в новые регионы, но в целом по количеству точек это не очень существенные цифры. Сейчас мы видим возможности для расширения сети в Московском регионе, на Северо-Западе, эти рынки еще вполне могут принять новые магазины. А также планируем дальше увеличивать покрытие в регионах. Мы тестируем новые форматы в офлайне, во второй половине года рассчитываем показать новые решения.

Мы стараемся быстро адаптироваться и приспосабливаться к изменениям. За последние 3-4 года их было достаточно. Сначала ковид и новые ограничения, которые невозможно было представить. Потом 2022 год и новые беспрецедентные ограничения, например, связанные с изменением цепочек поставок. Спустя год мы можем сказать, что российский бизнес и российский рынок в целом имеют совершенно уникальную приспосабливаемость к изменениям. Мне кажется, она у нас уже генетическая. В начале казалось, что какие-то процессы могут развалиться полностью. Но по факту очень много было сделано за счет предпринимательства и быстрого поиска решений. Сейчас мы чувствуем себя гораздо устойчивее с точки зрения базовых процессов. Сложно говорить, какие еще сюрпризы 2023 год нам подготовит, но кажется, что мы к ним будем готовы уже лучше, чем в 2022 и в 2020. Мы как бизнес все лучше и лучше оказываемся подготовлены к каждому новому витку изменений. 

Мы работаем на очень устойчивом рынке, в сегменте продуктов питания. Мы понимаем, что люди откажутся от еды в самом конце. Но мы также видим, что люди меняют свои привычки. «Вкусвилл» работает не в эконом-сегменте и продает не самые дешевые продукты, потому что натуральная продукция не может быть самой дешевой. Поэтому для нас важно, чтобы наши покупатели чувствовали себя уверенно, и покупательная способность не падала, как происходит последние несколько лет, а росла.

Из выступления на конференции «Ритейл – 2023: точки опоры», организованной Forbes