По данным аналитики крупнейшей в России площадки онлайн-рекрутмента hh.ru, в начале этого года компании, представляющие розничную торговлю, самую большую зарплату предлагали директору по персоналу — почти 1 млн рублей, почти, потому что это сумма до вычета налогов. Такое щедрое предложение сделала компания, продающая лекарства, и за эти деньги она хочет видеть кандидата с опытом во всем, начиная с формирования корпоративной культуры и заканчивая HR-аналитикой. Сумел работодатель описать и то, какой компания должна стать спустя 3 года после прихода нового эйчара. В двух словах: о работе в этой компании мечтает каждый россиянин, те, кто в ней уже работает, счастливы, здоровы и реализуют свое творческое предназначение, и то, что делает компания, формирует основу новой отрасли, которая востребована всеми — и потребителями, и производителями, и инвесторами. Понятно, что первому встречному выполнить такие задачи не под силу, а потому кандидат должен обладать харизмой, уметь вдохновлять и вовлекать, быть честным и искренним в отношениях и действиях, иметь талант в организации эффективной реализации решения задач любой сложности, быть ответственным, с силой воли и духа, с высокой скоростью мышления, умеющим ясно говорить, доносить смысл, внимательно слушать и понимать, сострадать миру и осознанно служить миру через реализацию своего предназначения, стремиться к гармонии и т.п. Ясно, что профи решают эти задачи как щелкают семечки, но остальным без чувства юмора, которое тоже требуется, похоже, не обойтись. Даже за 1 млн рублей.

Чуть меньше, 500 тыс. рублей, но уже за вычетом налогов, готовы платить директору сети магазинов. Речь идет о компании, входящей в тройку лидеров российского мебельного рынка. В подчинении, судя по вакансии, у будущего директора сети находится более 200 человек. Задачи, пожалуй, обычные: эффективное управление, в том числе линейными руководителями и продажами, выполнение плановых показателей; формирование бюджета и контроль его выполнения, кадровые вопросы, включая подбор, обучение и расстановку.

Екатеринбургская компания готова платить директору новосибирского филиала своей сети до 450 тыс. рублей в месяц «чистыми». При этом рассматриваются кандидаты из любых городов, главное, чтобы сам соискатель был готов к переезду, а компания ему компенсирует расходы на жилье. Спектр обязанностей стандартный: выполнение плана, оперативное управление сетью магазинов на закрепленной территории, обеспечение рентабельности бизнеса и темпов роста. Работодатель уверен, что все это удастся специалисту с опытом управленческой работы в продуктовом ретейле от 2 лет, в чьем подчинении был коллектив от 1000 человек. Кроме того, соискатель должен уметь вести переговоры, быть лидером, обладать высокой работоспособностью.

За 400 тыс. рублей (до вычета налогов) ищет ведущего NodeJS-разработчика, который бы принял участие в разработке крупного e-commerce-решения, российский ретейлер в сфере nonfood. Новому сотруднику придется создать маркетплейс товаров для детей и семьи. Опыт здесь требуется солидный: в серверной разработке, в частности, на NodeJS — от 3 лет, на JavaScript — не менее 7 лет, для него не должно быть чем-то новым разработка нагруженных отказоустойчивых систем, он должен уметь работать с серверной инфраструктурой: Nginx, Docker и т.п. Взамен торговая компания готова кроме высокого дохода предложить расширенный полис ДМС, внутреннее и внешнее обучение и 20%-ную скидку на продукцию компании.

Более чем на 200 тыс. рублей в месяц «чистыми» (или 250 тыс. рублей до вычета налогов) московский ретейлер, работающий в сегменте дискаунтера, готов взять руководителя товарной категории фрукты-овощи. От соискателя требуется создать эффективную стратегию в категории и реализовать ее, конечно, вести мониторинг рынка поставщиков, цен, переговоры с поставщиками, выполнять целевые показатели по ключевым коммерческим показателям, искать новые возможности для импорта товаров данных категорий. Со всем этим, по мнению работодателя, может справиться специалист с высшим экономическим образованием, с опытом работы в данной категорией не менее 2 лет, который умеет руководить коллективом, имеет переговорный навык и знает английский язык на высоком уровне.

Столько же готов платить работодатель из Чебоксар, специализирующийся на продаже строительных товаров, коммерческому директору с опытом работы от 3 до 6 лет. За эти деньги придется попотеть: заняться стратегическим планированием компании, формированием маркетинговой, ассортиментной, ценовой и рекламной политики, разработкой акций и программ продвижения товара (розница и опт), развитием и оптимизацией каналов сбыта, контролем за реализацией товаров, планированием продаж, мониторингом конкурентной среды, потребительского рынка, исследованием покупательского спроса, формированием клиентской политики, переговорами с ключевыми клиентами компании, формированием бюджета коммерческого блока и еще много чем.

Эксперты, опрошенные MarketMedia, оценили, насколько все эти щедрые предложения, соответствуют рынку. По словам Петра Дьяковского, занимающегося executive search более 20 лет, 1 млн рублей для директора по персоналу — вполне вероятная зарплата. «В некоторых крупных розничных сетях еще 5 лет назад зарплата директоров по персоналу начиналась от 600 тыс. в месяц плюс годовые бонусы, — уточняет он. — А вот 500 тыс. директору розничной сети — маловато будет, особенно если речь идет о крупном ретейлере. Обычно хорошему директору платят больше». По мнению Петра Дьяковского, хотя эти предложения вполне себе рыночные, но на открытом рынке труда появляются крайне редко. «Вакансии такого уровня не вывешиваются для публичного ознакомления. Если кто-то размещает вакансию с такой заработной платой на популярном job-портале, это значит, что отделу персонала нечем заняться! Ведь на зарплату миллион пришлют резюме тысячи кандидатов. И только на их чтение уйдет очень много времени. Может, размещая такую вакансию в открытом доступе, отдел персонала компании просто пополняет свою базу кандидатов», — предполагает Петр Дьяковский. Он убежден: кандидатов, претендующих на такие зарплаты, тысячи, а кандидатов, которые действительно стоят таких денег, — единицы.

«Миллион за директора по персоналу — достаточно редкая ситуация, за 2019 год я видел только одно такое предложение, — оценивает зарплатные предложения карьерный консультант Петр Липов. — Верхняя граница в Москве лежит, скорее, в пределах 800 тыс. При этом мы говорим о фиксированном окладе, конечно, не учитываем бонусную часть и опционы. Нижняя граница наблюдаемых в этом году зарплат директору розничной сети — 500 тыс. рублей на руки. Это если говорить про федеральные сети разного оборота и специфики. Что касается 400 тыс. разработчику маркетплейса, если это руководитель проекта, то зарплата — в рынке, если СТО (Chief technology officer — один из руководителей, отвечающий за разработку новых сервисов или продуктов. — Ред.), то на нижней границе. 450 тыс. рублей gross региональному директору розницы — возможно для Пскова или Брянска, а, например, для Ханты-Мансийского автономного округа — мало. 250 тыс. руководителю товарной категории — опять же зависит от региона, но в целом приемлемо. Предложения появляются постоянно, но соискателям «места знать надо», где ищут за такие деньги. Надо понимать, что для топового сегмента кандидатов действуют свои тренды, и соотносить их с общей динамикой рынка чаще всего неправильно. Появление таких предложений вызвано простой причиной: у компаний есть деньги, и на рынке есть люди, которые этих денег стоят. Никакого волшебства».