Владимир Чернега родился в Москве, окончил физический факультет МГУ, защитил кандидатскую диссертацию. И сделал хорошую менеджерскую карьеру. Более 10 лет проработал в розничной торговле, затем в одной из структур Сбербанка на позиции директора по IT и инновациям. Последние 5 лет занимал руководящие позиции.Например, Владимир работал в «Дикси» в период активного роста компании, тогда сеть выросла с 250 до 2,5 тыс. магазинов, в подчинении у него было около 40 человек. В сбербанковской структуре в подчинении было около 100 человек.

Но в 2019 году Владимир Чернега уволился и занялся собственным розничным бизнесом, в который инвестировал еще с 2016 года. Это были офлайновые магазины по продаже подержанных детских колясок «Мамы с Нами» в Москве и регионах, которые развивала Екатерина Караваева, выпускница Высшей школы экономики. Выступая в качестве инвестора, он занимался только стратегическим управлением, но уволившись в прошлом году, полностью погрузился в операционную деятельность собственного бизнеса.

В начале 2018 года Владимир Чернега и Екатерина Караваева изменили стратегию — акцент был смещен с подержанных колясок на новые, был расширен ассортимент (за счет товаров для новорожденных), и началось производство товаров под частными марками.



В 2019 году объем рынка детских товаров составил 527 млрд рублей в номинальных ценах против 523 млрд годом ранее. Из них 13% (данные за 2018 год) продаж приходится на онлайн-каналы, по 39% — на продуктовые сети и специализированные сети, оставшиеся 9% занимают другие игроки, сообщается в отчете «Детского мира» со ссылкой на IpsosComcon, АКИТ и Росстат.  

Кризис среднего возраста
Сегодня бизнес Владимира Чернеги и Екатерины Караваевой — это четыре офлайновых магазина с головным офисом и пунктом выдачи в Москве, собственный логистический склад и интернет-магазин. Точки работают под вывесками «Коляски-Кроватки.ру». Ранее магазинов было восемь, и работали они под названием «Мамы с Нами»,часть из них из-за неэффективности партнеры закрыли, на остальных идет замена вывесок. Магазины находятся в Туле, Калуге, Ярославле и Костроме, также есть небольшая партнерская сеть.



«Города присутствия выбираем по нашему алгоритму. С каждым негативным опытом наш алгоритм выбора городов для открытия магазинов улучшался. Сейчас алгоритмом выбора я очень доволен, но раскрывать его не готов. Скажу, что он учитывает готовность покупателей приобретать наш ассортимент, уровень конкуренции в городе/области, численность населения и наличие подходящих площадей по нужной нам цене», — отмечает Владимир Чернега.

Справка

Екатерина Караваева родилась в 1991 году. В 2019-м окончила Высшую школу экономики. В сентябре 2016 года учредила ООО «Сеть Магазинов Мамы с Нами». Выручка компании в 2017 году составила 12,4 млн рублей против 0,5 млн в 2016-м, а чистая прибыль — 10,1 млн рублей против 0,180 млн в 2016-м, по данным «Контур.Фокус». Данные за 2018 год не опубликованы.

Владимир Чернега в 2010 году окончил физический факультет МГУ им. Ломоносова. Более 10 лет проработал в розничной торговле, из них около 4 лет на руководящих должностях. Значительный опыт в рознице получил в «Дикси», где работал в коммерческом блоке, supplychain, логистике, руководил отделом анализа.

Также был директором по закупкам и логистике в крупном нефтетрейдере, директором по IT и инновациям в «Технологии отраслевой трансформации» (100% «дочка» Сбербанка). В 2019 году решил заняться собственным бизнесом, в июле прошлого года зарегистрировался как ИП. Является совладельцем сети магазинов «Коляски-Кроватки.ру».



Площадь одной точки колеблется от 75 до 250 м2, в ней в одну смену работает один-два человека. Срок окупаемости магазина —от 6 до 9 месяцев.

В одном магазине представлено от 50 до 150 наименований крупногабаритного товара (автокресла, кровати, коляски) и примерно от 300-1000 наименований сопутствующего ассортимента. На сайте представлено 65 тыс. активных sku. 

Магазин детских товаров «Коляски-Кроватки.ру»
Магазин детских товаров «Коляски-Кроватки.ру»Фото предоставлено пресс-службой
Магазин детских товаров «Коляски-Кроватки.ру»
Магазин детских товаров «Коляски-Кроватки.ру»Фото предоставлено пресс-службой
Магазин детских товаров «Коляски-Кроватки.ру»
Магазин детских товаров «Коляски-Кроватки.ру»Фото предоставлено пресс-службой
Владимир Чернега, совладелец сети магазинов «Коляски-Кроватки.ру»
Владимир Чернега, совладелец сети магазинов «Коляски-Кроватки.ру»Фото предоставлено пресс-службой
Магазин детских товаров «Коляски-Кроватки.ру»
Магазин детских товаров «Коляски-Кроватки.ру»Фото предоставлено пресс-службой
Магазин детских товаров «Коляски-Кроватки.ру»
Магазин детских товаров «Коляски-Кроватки.ру»Фото предоставлено пресс-службой
Магазин детских товаров «Коляски-Кроватки.ру»
Магазин детских товаров «Коляски-Кроватки.ру»Фото предоставлено пресс-службой
Екатерина Караваева, совладелец сети магазинов «Коляски-Кроватки.ру»
Екатерина Караваева, совладелец сети магазинов «Коляски-Кроватки.ру»Фото предоставлено пресс-службой
Магазин детских товаров «Коляски-Кроватки.ру»
Магазин детских товаров «Коляски-Кроватки.ру»Фото предоставлено пресс-службой


Владимир отмечает, что сегодня ему многие бывшие коллеги задают вопрос, не жалеет ли он о том, что ушел с теплого местечка с высокой зарплатой. «Да, я зарабатывал гораздо большие деньги, работая топ-менеджером, и получал очень хорошую зарплату. Сейчас мой доход гораздо ниже. Но я не жалею. Почему ушел в предприниматели? Сложно так сразу ответить. Возможно, это кризис среднего возраста или вызов самому себе», — говорит Владимир Чернега. 

В настоящее время Владимир и Екатерина используют разные модели финансирования, в том числе заемные, а на старте они все делали на собственные средства.

M&A на перспективу и курс на регионы
В 2019 году партнеры купили московский онлайн-магазин «Ваша первая покупка». В сделку вошли магазин в Москве площадью 400 м2 и интернет-магазин, работающий по всей стране.

Это интернет-игрок второго эшелона в сегменте крупногабаритных детских товаров,и пока он менее прибыльный, чем офлайновые точки, но при правильных инвестициях Владимир Чернега рассчитывает сделать его игроком №1 в России.

Своими основными конкурентами в онлайновом бизнесе предприниматели считают компании «Дочки-Сыночки», «Акушерство.ру» и другие крупные и средние интернет-магазины. Заметным игроком в сегменте крупногабаритных детских товаров становится маркетплейс«Беру.ру». В регионах присутствия это небольшие локальные магазинчики, которые держат, как правило, ИП. По мнению участников рынка детских товаров, локальные игроки, в отличие от федеральных сетей, хорошо чувствуют покупателя, предлагают ему нужный ассортимент и интересные акции.

По данным SimilarWeb, в декабре трафик сайта koliaski-krovatki.ru составил 53,6 тыс. человек. Для сравнения: посещаемость dochkisinochki.ru— 6,3 млн человек, akusherstvo.ru— 1,5 млн человек.

Оборот бизнеса офлайн и онлайн предприниматель не разглашает. Однако отмечает, что результатами доволен, так как благодаря покупке интернет-магазина и открытию офлайновых магазинов рост валовой выручки составил 70%. Что касается показателя like-for-like(выручка в сопоставимых магазинах), то по итогам 2019 года он вырос на 25%. Средний чек в декабре был 10 тыс. рублей. Для сравнения: like-for-like у «Детского мира», лидера рынка детских товаров, по итогам 9 месяцев 2019 года составил 8,2% (в России и Казахстане). Генеральный директор ПАО «Детский мир» Владимир Чирахов отметил такой показатель ключевым достижением компании в 2019 году.

Возьмем Калугу, там есть «Дочки-Сыночки», один из лидеров на рынке детских товаров в России, но наш магазин продает больше этих товаров. В Туле мы тоже №1. В Ярославле мы стали третьим игроком на рынке детских товаров в этой категории.



«У нас офлайновые магазины показывают очень хорошую динамику продаж. В регионах присутствия мы — лидеры по продажам в категории «коляски и кроватки». Например, возьмем Калугу, там есть «Дочки-Сыночки», один из лидеров на рынке детских товаров в России, но наш магазин продает больше этих товаров. В Туле мы тоже №1. В Ярославле мы стали третьим игроком на рынке детских товаров в этой категории», — рассказывает Владимир Чернега.

2020-й компания называет для себя годом региональной экспансии, однако планируемое число магазинов к открытию там не уточняют. По словам Владимира Чернеги, чем дальше от Москвы, тем слабее конкуренция в сегменте детских товаров, а минимальный бюджет на запуск и быстрая окупаемость точек стимулируют открывать новые объекты. Однако есть проблемы с логистикой, это направление бизнес-партнеры планируют перенастроить.

Из главных стратегических событий 2019 года Владимир Чернега отметил заключение прямых контрактов с производителями, налаживание собственного прямого импорта и производство продукции под частной маркой. Это позволило компании иметь 30% маржи в офлайновом бизнесе. В онлайне этот показатель пока значительно ниже —11%.

Опт, производство мебели и белья
С декабря прошлого года Владимир Чернега и Екатерина Караваева запустили оптовое направление.«С колясками решили не идти в опт, так как пока плохо работаем с браком. Когда у нас будут компетенции по их ремонту, тогда будем продавать оптом. Это несложно. Просто вопрос времени», — говорит предприниматель.

В прошлом году компания стала заниматься производством мебели, белья и колясок. Речь идет не о товарах под частными марками для своих магазинов, а о создании полноценного бренда, товары под которым будут продаваться в будущем и в других сетях. 

Производство расположено в Иваново и Нижнем Новгороде.Предприниматели отмечают, что собственное производство для них в среднесрочной перспективе — это возможность увеличить маржинальность, а в долгосрочной — откроет перспективы по работе с другими ретейлерами.

Доля продаж детских товаров в Интернете стремительно растет. Однако значительная доля продаж в онлайне приходится не на крупногабаритный товар, а на такие категории, как игрушки, подгузники, одежда, детское питание, товары для творчества и др.



Бизнес по продаже б/у колясок предприниматели не оставили, но реализуют теперь только подержанные коляски под собственной торговой маркой (а не всех брендов, как ранее).

«Сейчас идет большая демографическая яма, 1990-е годы плюс экономический спад, поэтому сегодня тяжелое время для продажи товаров для новорожденных. Но в 2021 году должен быть всплеск по всем показателям», — настроен оптимистично Владимир Чернега.

Эксперты отмечают, что покупка онлайн-игрока — стратегически верный шаг. Доля продаж детских товаров в Интернете стремительно растет. Однако значительная доля продаж в онлайне приходится не на крупногабаритный товар, а на такие категории, как игрушки, подгузники, одежда, детское питание, товары для творчества и др., и оборачиваемость этих категорий гораздо выше, что крупногабаритный ассортимент.   

В России крупнейшими продавцами детских товаров в онлайне являются «Детский мир» (15% рынка в интернет-канале в сегменте детских товаров по итогам 2018 года), «Дочки-Сыночки» (5%) и Wildberries (36%).Эта же тройка является лидером и в целом на рынке детских товаров.  

У лидера рынка детских товаров сети «Детский мир» за 9 месяцев 2019 года объем выручки интернет-магазина вырос на 69,2%, до 8,7 млрд рублей. Это около 12% от общей выручки компании. В среднесрочной перспективе ретейлер планирует довести долю онлайн-продаж до 30%.