KazanExpress — единственный маркетплейс, созданный в Татарстане. Его основали в 2017 году предприниматель Линар Хуснуллин и разработчик Кевин Ханда. В 2018 году основатели привлекли в качестве инвестора частный международный холдинг (название не разглашают). На данном этапе инвестиции в развитие компании составили $2 млн. 

Точные цифры по продажам и выполненным онлайн-заказам в компании не разглашают, но заявляют, что в 2019 году число выполненных заказов выросло в 10 раз по сравнению с 2018-м. И по такому же сценарию проходит 2020 год. В настоящее время компания доставляет уже в 20 городов Приволжского федерального округа. Компания имеет амбициозные планы — войти в течение 3 лет в топ-3 маркетплейсов в России по числу выполненных онлайн-заказов, а в ближайшие 5 лет — в топ-3 по выручке.В январе 2021 года KazanExpress планирует организовать доставку в Москву и Петербург, к тому моменту компания планирует ввести в эксплуатацию первую очередь фулфилмент-центра в Татарстане площадью 65 тыс м2 (сейчас он на стадии строительства). 

«Я — колхозник»

Первый проект Линара Хуснуллина — сеть магазинов «Все по 99 рублей», который он начал строить в 2014 году. На тот момент предприниматель видел, что в кризис растут два вида бизнесов: онлайн-продажи и магазины фиксированных цен. На создание интернет-магазина у Линара Хуснуллина средств не хватило, поэтому он начал с магазина фиксированных цен.

«Я — колхозник, который построил сам себя. Рос в деревне, никакого нормального образования у меня не было, жил в неблагополучном районе в общаге: на 18 м2 — четыре человека, вся семья. Рано начал работать, в 11-м классе стал жить самостоятельно, затем поступил в вуз и понял, что могу делать бизнес. Тогда мне было 17 лет. А дальше было 10 лет ошибок и самообучения. Все, что я тогда делал, могло произойти очень быстро, если бы это был 2018 год, но это был 2008-й, тогда Интернетом пользовались по-другому. Мы играли в онлайн-игры, а не гуглили, как правильно строить бизнес. И вот, к сожалению, я все эти шишки набил, занимался ерундой, всем подряд, и в 2014 году мы с партнером Ильназом Набиуллиным начали строить сеть «Все по 99 рублей», — рассказывал в интервью в прошлом году Линар Хуснуллин.

К 2017 году сеть «Все по 99 рублей» насчитывала 150 магазинов в четырех странах и 70 городах. Позже Линар Хуснуллин продал эту сеть своему партнеру, а на вырученные деньги начал строить маркетплейс. Предприниматель отмечает, что рынок электронной торговли один из немногих самостоятельно растущих рынков, «самый лучший кусок пирога из тех, которые есть», поэтому он намерен построить российский AliExpress или Amazon. Это уже далеко не первое заявление бизнесменов о строительстве российского Amazon, однако пока дальше слов дело не пошло.


Как одежда и обувь продавались на маркетплейсах в апреле, можно прочитать здесь.


«Когда слышат о большом проекте, аналоге Amazon и AliExpress, обычно к этому относятся скептически, — говорил при запуске проекта Линар Хуснуллин. — Если посмотреть глобально, то все очень просто: вот покупатель, вот продавец. Но мы месяц-два ждем товар, прежде чем он прибудет к нам из Китая. Что мы собираемся сделать с KazanExpress? Исключить длительную доставку! За счет собственных крупных логистических хабов в разных частях страны, куда наши партнеры — владельцы магазинов будут привозить изготовленные в России или за рубежом товары».

Потеснить федералов

Первый пункт выдачи заказов KazanExpress открылся в декабре 2017 года. На данном этапе сеть насчитывает 35 ПВЗ и каждый день идут открытия новых пунктов выдачи заказов. На маркетплейсе представлено более 3 тыс. магазинов, работающих напрямую с производителями. На площадке представлены практически все категории товаров — от продуктов питания до автотоваров. Свою продукцию на KazanExpress продают крупные бренды Татарстана, среди них детская одежда ALGA, одежные бренды «Ак Барс», «Святая», а также федеральные «ВкусВилл», Polaris и другие.

«В июле 2018 года в KazanExpress были привлечены инвесторы. С тех пор мы увеличиваем количество заказов и пользователей со скоростью в 1,5-2 раза в месяц», — говорится на сайте компании.

Своими конкурентами казанский игрок считает крупнейшие маркетплейсы — Wildberries, Lamoda, Ozon, AliExpress, которые, кстати, стали в последние 2 года осваивать Татарстан, открывая в республике логистические хабы. Федеральным игрокам этот регион интересен удобным логистическим расположением — в радиусе тысячи километров проживает 50% населения России. Кроме того, в республике расположено пять территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), резиденты которых получат налоговые льготы — снижение платежей на 10-40% в течение 10-15 лет. 

Основатели KazanExpress уверены, что смогут потеснить крупнейших игроков и в течение 3 лет войти в топ-3 по выполненным онлайн-заказам за счет того, что у платформы лучше, чем у конкурентов, оптимизированы процессы. В основе бизнес-модели маркетплейса лежат лучшие практики от Amazon в части доставки и складирования товаров. Также в компании одним из преимуществ считают удачное расположение логистического центра — из Казани можно доставлять товар в течение 16-17 часов по всей европейской части России, ведь именно туда отправляются 90% онлайн-заказов. 

Стоимость исполнения одного заказа у KazanExpress, начиная с момента заказа на сайте до момента доставки его в ПВЗ, составляет примерно 70 рублей. «И это самая низкая стоимость доставки на рынке. У других маркетплейсов она в 2 раза и более выше. Но для того, чтобы выйти в Москву, нам нужно расширить ассортимент, в противном случае Москва за 2-3 недели выкупит весь товар, который есть на складе», — утверждает Михаил Липатов, коммерческий директор KazanExpress.

Уже сегодня KazanExpress гордится тем, что гарантированно доставляет товар в течение суток в 20 городов в Поволжье и на Урале. В компании подчеркивают, что сегодня никто из игроков этих гарантий не дает. Например, если заказ сделан сегодня до 12 ночи, то на следующий день в 11-12 часов товар уже будет доступен клиенту в пункте выдачи заказов. Своим коньком основатели маркетплейса планируют сделать доставку день в день за счет собственных крупных логистических хабов в разных частях страны, куда владельцы магазинов будут привозить свои товары.

Логистическая схема для продавцов устроена следующим образом: карточка товара появляется на сайте маркетплейса только тогда, когда он появился на складе. «На других маркетплейсах, даже если товара нет в наличии, его карточка все равно появляется в результатах поиска. Это неправильно с точки зрения восприятия клиента. Но прежде чем заходить к нам, надо проанализировать рынок и продажи товара на нашей платформе. Если провести анализ хотя бы в течение недели, то прогадать сложно», — говорит Михаил Липатов.

Все на маркетплейсы

Вспышка коронавируса усилила развитие маркетплейсов и онлайн-продажи в целом. За последние пару месяцев с ними активно стали сотрудничать многие федеральные бренды, среди них «Спортмастер», Kari, «Эльдорадо», «М.Видео», «Декатлон» и другие.

В 2019 году, по данным Data Insight, из 425 млн онлайн-заказов, выполненных интернет-магазинами в России, почти 210 млн пришлось на шесть агрегаторов: wildberries.ru, ozon.ru, lamoda.ru, aliexpress.ru, beru.ru и goods.ru. По итогам 2020 года их доля значительно вырастет в общем рынке e-commerce, прогнозируют участники рынка.

Однако есть и минусы работы с маркетплейсами. «Маркетплейсы — это очевидные бенефициары нынешней кутерьмы. Через них прокачивается огромная масса товара. Они быстры, эффективны, отлично выполняют свою роль. Но и у них есть уязвимость, причем серьезная. Это жесткая централизация. В лице маркетплейса ретейлеры получили «государство», у которого есть монополия на насилие. Оно может казнить и миловать. Хочешь остаться на маркетплейсе — сделай скидку 30%, а не сделаешь — тебя оттуда уберут. Эта жесткая централизация не нравится многим игрокам рынка и является серьезной угрозой для всего формата», — сказал на одном из вебинаров Борис Агатов, эксперт рынка торговой недвижимости. 


Мнение Бориса Агатова об уязвимости формата маркетплейсов можно посмотреть здесь.



Участники рынка e-commerce сомневаются, что KazanExpress может ворваться в тройку лидеров по онлайн-заказам и выручке. На данный момент позиции компании слишком слабы и до озвученной цели им слишком далеко. По словам Алексея Федорова, руководителя комитета по электронной коммерции ТПП РФ, управляющего партнера ГК «220 Вольт», у компании 40% покупного трафика, при этом в месяц всего 1 млн визитов (для сравнения: у лидера рынка Wildberries в апреле было 97,5 млн визитов). «Показатель отказов составляет 57%, и это один из самых высоких показателей отказов, который я вообще видел. Для сравнения: у Wildberries — 25%, в среднем по Интернету — 36%. Это значит, пользователи приходят на сайт, не находят ничего интересного и тут же уходят», — отметил Алексей Федоров.

Однако в KazanExpress отмечают, что сайт используется как «первое касание», а 90% покупок совершается через мобильное приложение, где показатель отказов в десятки раз ниже.

Объем рынка интернет-торговли в России в 2020 году может увеличиться почти на 20% по сравнению с прошлым годом и составить 2,5 трлн рублей, прогнозирует Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ).