Давать свою фамилию персональным бизнес-проектам - всегда большая ответственность. Появляется острая необходимость делать выверенные, точные поступки: твоя репутация неизменно следует за брендами, которые создаёшь. Я хорошо помню времена коммерческого мифотворчества, когда запускались слухи о том, что прадед хозяина пивоварни варил пиво для самого Петра Великого, о том, как в рекламу марки "Т" приглашали самого Аль Пачино или как в Калифорнии развешивали щиты со слоганом о том, что водка без пива - деньги на ветер... И в центре всегда стоял экстравагантный образ Олега Тинькова.

Он такой один, и это правда. Сын шахтёра и швеи стал одним из самых богатых людей в стране. Произошло это не сразу, но история весьма увлекательная. "Мастер эпатажа", "король российского PR", "строитель российского капитализма" - какими только эпитетами ни награждали его журналисты! Но Олег Юрьевич шёл своей дорогой и ничего не боялся. Он всегда говорил то, что думает, пусть и прямо, резко, без оглядки на судьбу своих проектов, зато искренне и конкретно.

Вспомним, для примера, его конфликт с ребятами из развлекательного канала "Немагия". Двое молодых и отвязных ведущих показали пародию на бизнесмена и его супругу, заявив про взятки, обман клиентов банка и удержание выплат его сотрудникам. Эта провокация позволила тогда акциям банка значительно вырасти в цене, а людям сделать вывод о том, что для банкира всё PR, что не некролог. Все иски к блогерам были вовремя отозваны, но информационный шлейф остался таким, что его вспоминают вот уже больше 4 лет!

Столь же искренне и смело Тиньков высказался и в апреле этого года. Не в угоду кому-то, а потому, что он именно так и думает. Подумать только: несколько неосторожно сказанных слов основателя, последствия от которых вполне предсказуемы, перечеркнули почти 15 лет стратегических усилий и вложений в популярность бренда и лояльность клиентов!

Да, по правилам маркетинговых коммуникаций, надо теперь говорить, что решение о новом имени банка созрело давно, но все понимают, ради чего говорят именно так. И вот уже дерзкие клиенты демонстративно режут на камеры карты банка под выкупленный в своё время у наследника Виктора Цоя слоган "Дальше действовать будем мы!"

Конечно, это высказывание эпатажного бизнесмена можно расценить и как способ сохранить свои иностранные активы. Однако бессмысленное и беспощадное несогласие с позицией лидера однозначно скажется отрицательно на лояльности большой группы клиентов, особенно тех, кто давно хотел расквитаться за конские проценты по кредитам. Нашим людям только повод дай - они не упустят возможности противостоять.

Одиозные, но весёлые попытки уйти в сторону, дескать, банк уже давно ему не принадлежит, весьма слабые, с точки зрения репутационного маркетинга. Нужно беспощадно убирать имя основателя и выстраивать совсем другой бизнес, сохранив всё лучшее из прежнего. А может, для клиентов и нет значимой разницы в названии - лишь бы делали честные банковские продукты и обеспечивали высокий уровень сервиса, и все комментарии к этой новости излишни?

Что ж, нам выпал занимательный шанс посмотреть, как нынешний топ-менеджмент банка справится с этой ситуацией и каким трендам маркетинга будет следовать. Это означает, что финал этой истории пока далеко, и мы с вами ещё не раз встретимся!