На дух не перевариваю жаргона, замешанного на фекальной тематике, но тут другого слова не подберешь: Гастросрач. Нет, даже так — ГАСТРОСРАЧ. А как скажешь иначе, если телеграм-канал «Пикник в Купчино» — канал, как это часто бывает анонимный, но при этом, скажем так, неплохо информированный о деятельности ресторанной группы Duoband, опубликовал серию постов (конкретно два, но два подряд — тоже серия) о том, что шеф-повар ресторана Birch Арслан Бердиев «подсматривает» блюда у расположенного в Барселоне ресторана ABaC с тремя звездами Michelin. И сопроводил все это фото и видео.

Оцените красоту момента!

Duoband – это Дмитрий Блинов — крестный отец петербургской гастрономической революции, его ресторан Harvest был в The World’s 50 Best Restaurants, а два проекта этой весной вошли в топ-10 премии WhereToEat Russia. Блинова, невозможно, не уважать не только за его талант, но и за его искренность. Уверен, что к конкретному телеграм-каналу он не имеет отношения, но почитав посты, я не удивляюсь, когда меня спрашивают: «Слушай, а «Пикник в Купчино» сам Блинов ведет?»

Birch — ресторан, который уже дважды становился лучшим в стране, и, более того, обладает этим статусом прямо сейчас. Такой очереди, которая стоит в Birch, уже много лет, не было в России никогда, и неизвестно, будет ли. Арслан — абсолютный self-made man, лучше, чем какая-либо реклама, доказывающий, что «Россия — страна возможностей». Если ты готов также пахать!

Количество наград, что у одного, что у другого, бесчисленно. И, получается, что нынешняя «ситуация», по сути, это как драка на «Оскаре».

Немудрено, что сарафанное радио сработало как надо: скандальные публикации стали темой досужих разговоров №1. Надеюсь, участники событий еще дадут свои авторизованные комментарии, а пока вставлю свои две копейки.
Цитата «Все, что не некролог, то реклама», конечно, универсальна (говорят, что-то подобное впервые сказал Марк Твен), так что можно было бы просто порадоваться какой мощной волне PR.

Но хочется немного контекста. Не буду вспоминать про «Буратино» и «Волшебника Изумрудного города», вы и так про них все прекрасно знаете. Также достаточно часто пишут, что Пушкин «скопипастил» «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» у братьев Гримм, которые на 20 лет раньше опубликовали «Белоснежку и семь гномов». Да и Шекспир сюжет «Ромео и Джульетты» взял из поэмы Артура Брука «Трагическая история Ромеуса и Джульетты». И таких примеров еще миллион. Даже главный креатор всех времени народов Стив Джобс высказывался на сей счет вполне определенно: «Мы никогда не стыдились воровать гениальные идеи у других».

Эстеты-киноманы обязательно расскажут, что «Собачье сердце» Владимира Бортко очень точно воспроизводит одноименный итальянский фильм, который вышел на 12 лет раньше. Я и сам смотрел: пересечений, действительно, невероятное количество.

Но становится ли наше «Собачье сердце» от этого менее любимым? Да нет, конечно! Потому что Евгений Евстигнеев в роли профессора Преображенского — это, извините за пафос, на все времена. А еще Шариков, а еще Швондер, а еще, а еще…

Я это все к тому, что все имеет значение: время, детали, место... И искать друг у друга «блох» - дело точно не самое благодарное. Помнится, несколько лет назад Евгений Чичваркин (ныне признан иноагентом) вдруг саркастически заметил в соцсети: «Каминг-аут, дорогие друзья. Вынужден признаться, что большинство дизайн-идей для Hide мы беспардонно украли у ресторана Harvest…» Что там почудилось Евгению, вообразить трудно, я лично потом видел проекты очень похожие на Harvest.

Автор «Пикника в Купчино» делает такой вывод: «У меня вообще нет никаких претензий к Birch. У меня вопросы к тем, кто возвысил его в статус лучшего ресторана страны — журналистам, критикам и премиям». Абсолютно согласен — именно они! Равно, как и в падении нравов и морали!

Помните, как у Ремарка? «…Во всём виноваты наша расхлябанная интеллигенция и евреи.
— И велосипедисты, — добавляет Ризенфельд.
— При чём тут велосипедисты? — в свою очередь, удивляется Генрих.
— А при чём тут евреи?»