История
Колонки появились очень просто. Долгое время я рассказывал за столом байки, которые происходили со мной и моими гостями, с персоналом моего отеля. Тем самым развлекая гостей, с которыми оказывался за одним столом. И заметил, что это очень интересный контент, потому что он про жизнь, про то, что нас окружает. А сама идея родилась в 2014 году у Алексея Венедиктова (признан в РФ иностранным агентом), он сказал, что это очень хороший материал для СМИ, а потом долгое время меня уговаривал, что этим нужно заниматься, так как такие вещи хороши для построения собственного бренда. Про сторителлинг тогда еще мало, кто слышал, он тогда только становился популярным. И действительно колонка сначала появилась на «Эхе Москвы», потом на «Снобе», на «Фонтанке» и пошло-поехало. Тексты о жизни моего отеля выходили еженедельно, каждую субботу.

Потом у издателя возникла идея написания книги «Записки отельера»: я получил предложение собрать колонки под одной обложкой.

Но и после выхода первой книги, я продолжал писать. И через год издатель предложил мне выпустить второй том «Записок отельера». А потом и третий, и четвертый.

Всего за эти годы было написано около 550 текстов. Права принадлежат издателю, я владею только текстами.

Заметки в телефоне
Тексты от начала до конца я пишу сам. При этом я не использовал даже ноутбук или какой-то другой гаджет, все писалось в заметках в телефоне.

По базовому образованию я филолог, поэтому это не составляло мне особого труда. Минимальный объем текста — около одной страницы. Задача — создать какой-то яркий сюжет, запоминающийся, привлекающий внимание читателя, удерживающий внимание. Чтобы был легкий язык. По сути, это вариант байки, чтобы был юмор и какой-то лайфхак для путешественника. Самое главное, что действие всегда происходит в моем отеле, чтобы периодически мелькало название. Отель сам по сути выступает как действующее лицо. А я сам — либо главное действующее лицо, либо тот, кто услышал эту историю от персонала, или тот, кому гости рассказали о происходящем в моем отеле. Чтобы в конечном итоге полностью погрузить читателя в жизнь «Гельвеции».

Это продукт командной работы, потому что я фактически собирал у всех сотрудников отеля какие-то истории, а дальше раскручивал их и оформлял в виде текста. Единственное, чьими услугами я пользовался — это услугами корректора. Вместе с корректором мы периодически работали и над заголовком, потому что он играет очень важную роль.

Монетизация
Тексты, которые появлялись на различных порталах имели огромное количество репостов. Сначала они, безусловно, работали на имидж, но в конечном счете, приводили к тому, что имидж конвертировался уже в реальный доход.

Я всегда говорил, хоть и являюсь бесплатным автором, но получаю самые высокие гонорары, потому что монетизация шла благодаря гостям, которые приезжали, прочитав эти сюжеты.


Идея была в том, что человек постепенно начинает еженедельно следить за сериалом под названием «Записки отельера». Ты и сам входишь в некий ритм, и приучаешь своих читателей, по сути формируешь некий фан-клуб, который растет и растет. В конечном счете, у людей возникает желание приехать и посмотреть.

Сейчас большинство гостей уже знает о том, что я являюсь автором серии книг «Записки отельера» и по ним снят сериал.

Очень многие приезжают, услышав это от друзей, знакомых, или прочитывав интервью. Другие узнают уже находясь в отеле, потому что у нас везде размещена реклама. Кроме того, на экране в номерах идет реклама сериала. А красивая заставка с приветствием гостя - это заставка кинообложки сериала. Поэтому так или иначе мы переплетаем и вплетаем историю с «Записками» в жизнь отеля.

Но в номерах моих книг, конечно, нет — это очень дорого и, главное, бессмысленно, потому что было бы очень навязчиво, и попахивало самопиаром.


Все, что раскладывается в номерах и сделано из бумаги, любая полиграфическая продукция должна регулярно обновляться, потому что она очень быстро теряет вид и форму. Раз или два в неделю книги пришлось бы менять.

Но книги продаются на ресепшене. Многим я сам дарю, хотя чтобы подарить книгу, мне ее самому приходится купить. Но я, безусловно, охотно это делаю, потому что это хорошо ложится на нашу концепцию «владельца у руля», дополняет атмосферу и привносит изюминку в сам наш продукт.

Сейчас мы представляем слоган «Один отель, одна книга, один сериал», таким образом, объединяя все в один продукт. И это является очень хорошим маркетинговым приемом.

Личный бренд
Именно маркетинг был изначальной целью всей этой затеи. Я занимаюсь строительством личного бренда исключительно для того, чтобы он помогал продвигать мое детище, мой отель. В отрыве от этой темы, мне личный бренд не нужен и не интересен. Я не продвигаю его в каких-либо иных сферах, кроме индустрии гостеприимства.
Мой личный бренд нацелен на то, чтобы мое имя ассоциировалось с владельцем отеля, причем не просто отеля, а конкретного отеля, своего собственного детища. В какой-то мере, это два бренда, идущих вместе в связке.
Условный Юнис — некая публичная фигура, говорящая сегодня об отеле, завтра о политике, послезавтра о литературе, и вообще этот парень — просто какой-то там медийный персонаж. Но в моем случае все по-другому: Юнис говорит только об отелях, об индустрии гостеприимства или о туризме, то есть, в конечном счете, каждое мое появление в сми обязательно влечет за собой упоминание, а значит и продвижение отеля.

Таким образом, эти два бренда пересекаются во многих точках и продвигают друг друга. Зачастую журналистам деловых и профессиональных СМИ, или продюсерам интересен именно отель. В этом случае я выступаю не как колумнист или автор книг «Записки отельера», а как генеральный менеджер или управляющий гостиницы.

Часть истории
Претензий или обиды от гостей, что их история попала в книгу не было ни разу. А ведь их больше полутысячи! Это показатель того, что писать можно обо всем абсолютно. Главное, как писать.

Многие гости интересуется с юмором, конечно: «Почему их история не попала в книгу, почему я об этом я не написал?»


Я тогда объясняю, что не пишу конкретные истории «от и до» в том виде, как они произошли, потому что мне нужно обязательно сохранить конфиденциальность, а также уйти от узнаваемости героя. Поэтому я успокаиваю гостей, говоря, что их сюжет в том или ином виде уже использован в «Записках отельера». Просто он немножко видоизменен, потому что истории я пишу на базе реальных событий, но это ни в коем случае не репортаж.
Моя цель — чтобы эти тексты служили пользе и добру, а не причиняли кому-то какие-то неприятности или дискомфорт.

Без рисков
Я не несу никаких расходов по выпуску книг и съемкам сериала, потому что не являюсь собственником прав на эти продукты.

Они существуют отдельно без меня и имеют своих владельцев, своих продюсеров, своих режиссеров, своих издателей. Поэтому прелесть этих продуктов в том, что я не имею никаких расходов и не имею никаких рисков. Но также я не имею и отношения к доходам от этих продуктов, для меня это не коммерческий, а имиджевый и репутационный проект.

Я продал права и на экранизацию, и на книги, но цены достаточно символические.

Плюсы и минусы
Минусы только в одном — это трудозатратно. Времени потрачено действительно много. Во всем остальном, конечно, это только плюсы. Плюс в том, что мы не тратили никаких денег, для меня не стоило это ничего. А эффект большой, значит это очень хороший бесплатный маркетинговый прием.

Колонки, книги и сериал дают возможность представляют меня как интересного собеседника и творческого человека, потому что мало быть отельером, важно быть еще интересной личностью для гостей. А это что-то большее. Это позволяет нам, например, проводить такие форматы, как тематические ужины с владельцем отеля. А это уже коммерческое мероприятие, на которое продаются билеты. Мы проводим дегустацию блюд нашего бренд-шефа, а я представляю какие-то свои истории, рассказываю, как строился отель, рассказываю о творчестве. В этом контексте я интересен людям, прежде всего, как творческая личность. Это и есть уже продолжение нашего творческого проекта.

А еще сейчас мы совместно с Okko показываем оба сезона сериала на нашем «отельном» телевидении бесплатно. Это тоже очень хорошее развлечение для гостей, наше УТП — уникальное предложение, которого не встретишь ни в одном отеле мира. Ты живешь в отеле и одновременно смотришь про него фильм.

Юнис Теймурханлы

Родился 10 января 1972 года в Москве, вырос в Баку. В 1988 году переехал в Ленинград и поступил на восточный факультет Ленинградского государственного университета, который окончил в 1993 году (специализация – история арабских стран).


Возглавляет отель «Гельвеция» с момента открытия в 2003 году. В 2015 г. начинает вести колонку о жизни отеля на сайтах радиостанции «Эхо Москвы» и журнала «Сноб». В 2017 году в издательстве «Эксмо» выпустило книгу «Do not disturb. Записки отельера». Книга стала бестселлером и выдержала пять изданий. В 2018 г. вышло продолжение - сборник «Room service. Записки отельера», а затем еще две книги.


В 2020 году в мультимедийном сервисе Okko состоялась премьера сериала «Записки отельера #Гельвеция». Сериал стал своеобразной экранизацией сборника «Do not disturb. Записки отельера». В 2022 года Окко Studios снял второй сезон сериала.


Владеет английским, немецким и арабским языками. Женат, трое детей.