С каждым днем маркетплейсы делают свою работу все более прозрачной. Однако как всегда дьявол кроется в деталях. Все новшества запускаются на маркетплейсе уже сегодня без возможности подготовиться селлерам к изменениям. Меняются условия поставки, документы, требования к упаковке и т.д. Все больше тонкостей появляются на практике, о которых можно узнать только осуществляя регулярные поставки на разные РЦ МП (распределительный центр маркетплейса). А в нашем бизнесе логистика играет очень важную роль. Разберем типичные ошибки, которые совершают селлеры, работая с маркетплейсами.

1

Не изучают требования разных распределительных центров

Мы занимались поставкой орехов на разные склады одного маркетплейса. Изучив все требования к поставке, мы применили дополнительную упаковку в виде тонкой пленки толщиной 15 мкм для защиты упаковки от пыли и грязи, т.к. основная упаковка товара соответствует всем правилам и требованиям. И длительное время поставляли товар на один РЦ МП. Но затем решили расширить свое присутствие и отправили товар дополнительно на другой РЦ этого же маркетплейса. И приемщик отказал в приемке, т.к. посчитал дополнительную упаковку недостаточной. Таким образом, поставка была возвращена на склад и переупакована еще качественней. Дополнительные затраты на одну упаковку составили 7 рублей. А учитывая продажи измерялись тысячами штук, дополнительные затраты составили десятки тысяч рублей. Теперь поставляя орехи, мы смотрим на какой РЦ они поедут и упаковываем их по-разному.

Тестируйте разные варианты упаковки в зависимости от требований конкретного РЦ и экономьте на ней.

2

Не уделяют внимание отзывам покупателей

Важную роль в работе маркетплейсов играют отзывы покупателей. Селлерам необходимо анализировать отзывы покупателей и оповещать склад о проблемах, например, в упаковке. Это важно, так как отзывы влияют на рейтинг карточки, а значит и на поисковую выдачу, продажи и как итог – все это влияет на маржу.

Приведу пример. Набор посуды имеет свою достаточно прочную коробку, которую мы изначально защищали только снаружи от повреждений. Но проведя анализ отзывов, пришли к выводу, что производитель недостаточно хорошо закрепляет бокалы внутри. В процессе перевозки маркетплейсом часть бокалов разбивавалась. Мы осмотрели товар внутри и дополнительно стали защищать бокалы в воздушно-пузырчатую пленку. Это стоило нам 25 рублей на набор. В итоге бокалы перестали биться.  Отрицательные отзывы прекратили поступать и продажи наборов выросли на 20%.

3

Не уделяют внимание вопросу пересорта при приемке товара

Избежать пересортов на приемке сотрудниками маркетплейса невозможно, но возможно провести работу по анализу расхождений и выставить обоснованный акт отказа в несогласии с приемкой. Таким образом мы снижаем количество пересортов на складе маркетплейса и получаем возмещения за утраченный товар. Ежемесячно мы отгружаем сотни тысяч единиц товаров, но проводя анализ отзывов, видим, что клиенты получают пересорт крайне редко. Используйте эту возможность т.к. проверка идет не более 15 дней, но при этом вы получаете снижение пересортов на складе МП и компенсации за утерянный на приемке товар.

4

Не следят за обновлениями требований маркетплейсов к упаковке товара

В работе склада важную роль играют обновления требований к упаковке товаров на маркетплейсе. Так в мае 2021 года мы провели очередной анализ обновленных требований одного из маркетплейсов и заметили изменения требований к коробам.  Сразу провели собрание на складе и организовали обучение задействованных сотрудников. Результатом было сокращение на выходе объема упаковки товара на 30%. Как следствие, на 30% сократились транспортных расходов + до 60% сократились затраты на короба + снизились затраты на пленку стрейч, скотч и золотые по нынешним цена паллеты. При наших масштабах это миллионы рублей в год.

5

Не уделяют внимание автоматизации

Работая с маркетплейсами, важно регулярно проводить анализ и совершенствовать процессы на складе и их автоматизацию. Вариантов для организации работы много. Например, мы недавно приобрели автоматический упаковочный нож, который позволяет упаковывать до 25 единиц товара в минуту.

Тестируйте и применяйте автоматизацию, это позволит ускорить обработку товаров. 

6

Не уделяют внимание региональным распределительным центрам

В этом году Ozon и Wildberries изменили условия выдачи карточек товара. Добавив наличие товара на региональном РЦ. Это означает, что если ваш товар находится на центральном РЦ, а товар конкурента, который дороже и хуже находится в регионе, он все равно вероятнее будет показан покупателю. При этом ваш товар будет скрыт от показа.

Будьте готовы к поставкам в регионы. Отслеживайте продажи по регионам и ищете транспортные компании, которые оперативно смогут доставить ваш товар в регионы.

7

Не изучают варианты и условия при работе по FBS

При работе с маркетплейсом по типу FBS (Fulfillment by Seller) т.е. продажи идут со склада поставщика, важно изучать все варианты и условия. В данном случае основные моменты влияющие на стоимость логистики, это частота отгрузок и обновление остатков. Чтобы повысить лояльность покупателя, необходимо собрать и передать товар МП в кратчайшие сроки. Так же не должно случаться такого, что товар будет заказан клиентом, а его не окажется в наличии. Тут на помощь нам приходит обмен данными по API, который позволяет автоматизировать передачу данных. На рынке уже достаточно компаний предоставляющих сервис интеграции. И второй важный момент — непосредственно доставка товара до склада маркетплейса. Необходимо изучить варианты предложений доставки на рынке и рассмотреть возможность самовывоза силами МП. Это позволит значительно снизить стоимость логистических затрат.

8

Не изучают требования к поставкам по FBO

Условия поставок на маркетплейсы сильно отличаются. В зависимости от типа поставки, товара, распределительного центра и т.д. высота паллет где-то составляет 1.7 м, а где-то —  2.5 м. При этом мелкие поставки до 1 м3 можно доставить валом, но необходимо маркировать каждое место. За счет этого можно экономить до 40% на перевозке.

9

Некачественные этикетки

При быстром росте продаж не все маркетплейсы могут позволить закупать качественное оборудование для складов. В частности, одним из факторов проблем селлеров становятся ТСД (терминал сбора данных) на складе МП. Оборудование низкого качества или поврежденное не считывает штрих-коды с этикетки, а это является поводом к отказу в приемке. Для повышения вероятности считывания штрих-кодов советую использовать матовую бумагу для этикеток и качественные принтеры. Так же необходимо делать выборочную проверку на собственном оборудовании как считываются штрих-коды. 

10

Не учитываются особенности в работе РЦ МП

При доставке необходимо знать, есть ли авизация (подтверждение отгрузки в определенное время) у получателя, и желательно учитывать загруженность склада по дням недели и времени. На текущий момент мало получателей указывают точное время поставки. Чаще просто дату. Но если же указано именно конкретное время, то необходимо подавать документы за 15 мин до момента авизации, иначе вы попадаете в живую очередь с простоем в несколько часов. Если конкретное время не указано, то нужно выбирать менее загруженное время. Чаще всего загруженность складов меньше ранним утром. А самые загруженные дни — четверг и пятница.