Я 12 лет работал директором по персоналу в разных фирмах. За это время я провел более 5 тыс. собеседований с руководителями и специалистами. Мне приходилось делать и черную работу — за свою карьеру я уволил 412 человек. Это было больно. Пики сокращений приходились на кризисы. Нынешний кризис похож на предыдущие, но с нюансами.

В Госдуме предупредили, что на сей раз 15 млн россиян могут остаться без работы. Руководители, потерявшие свои должности, скорее всего, начнут искать работу на периферии, поскольку снимать жилье в Москве многим из них станет не по карману. (Хотя цены на недвижимость в столице в ближайшем будущем упадут, но это все равно не поможет.) Так что многие экс-топы начнут перебираться из столицы в родные города, где есть работа и жилье. А те, кто сможет сохранить за собой позиции в Москве, на ближайшие пару лет забудут про миграцию в другие компании и будут держаться за свои места. Таков общий тренд на рынке труда руководителей.

А общий тренд на рынке специалистов состоит в том, что многие из них, лишившись должностей, будут пытаться выйти на подработку (некоторые — даже в новые для себя сферы). Кому-то удастся брать заказы на фрилансе, а аутсайдеры просто сядут на шею родственникам.

 Чтобы понять, что произойдет с разными должностями, рассмотрим абстрактную торгово-производственную компанию и людей, которые в ней работают.

1. Гендиректор
Для тех, кто занимает эту должность, возможны два сценария развития ситуации. Первый такой: собственник в кризис лично приступает к управлению компанией в ручном режиме. Он будет сам общаться с подчиненными через уровень и даже через два. Гендиректор в этом случае опускается в иерархии на ступеньку вниз (если не на уровне юридического статуса, то на уровне функционала). Ему потребуются серьезные навыки переговорщика, чтобы сгладить те проблемы, которые неизбежно появятся, поскольку собственник наверняка будет махать шашкой. В противном случае ему придется уйти или его уволят. Это самый очевидный сценарий в нынешний кризис для большинства гендиректоров среднего и мелкого бизнеса.
Второй сценарий более позитивный. В этом случае бывший гендиректор становится антикризисным и занимается вытаскиванием бизнеса из ямы: ищет варианты новых бизнесов и продуктов, которые надо придумать и запустить, чтобы остаться в игре.

2. Коммерческий директор
Обычно коммерческий директор отвечает за продажи и закупки. В некоторых компаниях он также курирует вопросы маркетинга. Я уверен, что в этом году маркетинг у него заберут. А если он будет зашиваться в работе, заберут и закупки. То есть останется только кусок работы, связанный с продажами. Это, по сути, опускает его на ступеньку вниз в бизнес-иерархии и превращает в начальника отдела продаж. Сейчас коммерческий директор не может быть простым администратором. Он, чтобы остаться на плаву, должен жестко вести переговоры с контрагентами, с персоналом, обладать чутьем рынка.

3. Директор по маркетингу
Спрос на эту позицию в кризис сильно возрастет. Ключевая задача руководителя — оставить в компании только те продукты и услуги, которые будут генерировать денежный поток. Если он это не обеспечит — его поменяют.

4. Директор по закупкам
Ключевой функционал — переложить на поставщиков все свои риски и проблемы. С одной стороны, это просто, поскольку поставщики сейчас в позиции выживания и жесткой конкуренции, а значит, станут более лояльными. Но, с другой стороны, они будут до последнего отстаивать свои интересы. А значит, директор по закупкам должен быть сильным переговорщиком, более компетентным, чем его визави. А еще он должен быть дипломатом, чтобы удержаться на месте в ситуации, когда у собственника велик соблазн самому заняться вопросами закупок (хотя бы потому, что он может быстрее принимать решения).

5. Директор по производству
Обычно в торгово-производственных компаниях само производство выведено в отдельное юрлицо. И мой прогноз таков — в этот кризис многие производственные предприятия ждет банкротство, поскольку из-за простоя они несут большие убытки и генерируют издержки. Бывшие директора таких производств, лишившись работы, станут мастерами смен, начальниками цехов с существенно более низкой зарплатой и, возможно, на других предприятиях. Рокировка таких специалистов по рынку уже началась. Чтобы удержаться, таким специалистам нужно будет смотреть на ситуацию глазами потребителя или маркетолога, понимать, что требует рынок, и быть гибким.

6. Директор по персоналу
Тут две альтернативы. Или он становится директором по трансформации бизнеса, адаптирует его под новый продукт и потребителей, помогает сотрудникам быстро получать новые навыки. Либо уходит из компании или пересаживается в кресло обычного кадровика, который занимается наймом и увольнениями.

7. Директор по логистике
В ближайшее время его работа будет связана с высокой динамикой и серьезным негативом. Ему нужно будет быстро придумать недорогие инструменты доставки, торговаться за площади, резать по живому, отказываться от части помещений и команды (причем даже от тех, кого еще вчера увольнять не собирался). Ключевая задача — резать косты.

8. Финансовый директор
Его сократят в последнюю очередь. Но и у него сейчас непростой период. Приходится вести неприятные переговоры с банками об отсрочке кредитов и привлечении новых денег, а также разговоры с контрагентами о возврате дебиторки, которая растет со скоростью космоса. Опять же, собственники на связи 24/7. Спасая свой бизнес, многие из них готовы идти на нарушения. Финансовый директор должен сгладить все резкие шаги собственника и не допустить появления штрафов и неустоек из-за ошибок. Он должен стать политиком и лавировать на стыке всех интересов.

9. Руководитель отдела сетевых продаж
Сети забирают на себя большой оборот производственно-торговой компании. Сейчас они требуют, чтобы условия работы остались прежними. Что невозможно. От некоторых сетей придется отказаться на время, а то и навсегда. От умения договариваться будет зависеть и судьба руководителя отдела.

10. Руководитель отдела оптовых продаж
Он станет маленьким директором своей бизнес-единицы. Его задача — продавать товар, содержать людей и оставаться при этом в плюсе. Придется превратиться в играющего тренера, который хорошо понимает экономику. В противном случае руководителя ждет превращение в обычного менеджера по продажам.

11. Руководитель отдела розничных продаж
В маленьких городах этим ребятам будет совсем несладко. Да и в больших мегаполисах им предстоит битва за каждую розничную точку и за каждую копейку. Чтобы выжить, руководитель должен быть выносливым и должен быть «на ты» с ипэшниками, с которыми придется взаимодействовать.

12. Менеджер по российским закупкам
Он будет работать под жестким присмотром коммерческого директора и собственника. Если раньше этот менеджер сидел на откате, то теперь не сможет. В случае сокращения он должен быть готов поменять отрасль и заниматься закупками в другой сфере.

13. Менеджер по импортным закупкам
Он потеряет возможность ездить по миру и вести переговоры лицом к лицу. Придется учиться дистанционным переговорам. А убеждать поставщиков по Скайпу будет очень трудно - они сейчас стараются продавать с предоплатой, поскольку боятся обмана и неплатежей.

14. Мастера смен
Это специалисты, которые могут выполнить и работу управленца, и работу своих подчиненных. Там, где производства закроют, им придется работать курьерами, доставщиками и разнорабочими. Ключевой навык тут — выживание.

15. Бренд-менеджеры
От них будут ждать идей и продуктов, которые смогут потеснить конкурентов. В противном случае их ждет сокращение и фриланс.

16. Продавцы
В продуктовом ретейле у продавцов все будет нормально — будет и работа, и зарплата. А в непродовольственной рознице все печально. Там останутся только те, кто способен продавать удаленно, как в активных продажах. В противном случае — на выход.

17. Рабочие
Многие иностранцы, выполнявшие самую простую работу на производствах и в торговле, из-за карантина уехали домой. На их место встанут россияне. Так перераспределится рынок. В небольшие города, чтобы снизить издержки, переедут сервисные центры и небольшие производства, что также обеспечит спрос на рабочую силу в регионах.