Сотрудники нашей компании произвели серьезный апдейт информации о том, кто сейчас развивается на рынке. Есть ли такие герои? Мы, если честно, рассчитывали на депрессивную картину. Но увидели, что на самом деле не все так плохо, как об этом говорят со всех сторон.

Ряд бизнесов на плаву и вполне благополучны. В той же Москве хоть и введены ограничения на проезд автомобилей, но дойти до магазина можно спокойно. Для этого не нужен спецпропуск. И многие магазины работают полноценно, обеспечивая людей всем необходимым. Фактически в их пользу был перераспределен весь рынок потребления.

Выручка у тех же продуктовых супермаркетов сейчас немаленькая. Но их бизнес довольно дикий. Даже крупные сети, которые являлись примером для рынка, пытаются пользоваться ситуацией и накручивать цены на хайповые продукты. Поэтому властям даже пришлось анонсировать кампанию по сдерживанию роста цен. Действительно, был момент, когда кто-то в Интернете написал, что употребление имбиря защищает от вируса, и цены на него в столичных магазинах взлетели до 5 тыс. и даже 10 тыс. рублей за кило (потом, правда, отыграли до 1,5 тыс. рублей). Похожая ситуация была и с лимонами, соками и с другими «витаминными продуктами». Да и в целом цены на продукты подросли.

Или возьмем ситуацию с медицинскими масками. В магазине сельпо Калужской области маску N95 американского производства можно найти за 300 рублей. А если попробуете поискать этот же респиратор на просторах Интернета, меньше чем за 590 рублей не найдете. Моментально образовался черный рынок масок. И этим воспользовались лидеры е-сommerce — на крупнейшем в стране интернет-ресурсе максимальная цена за одну маску достигла 2,5 тыс. рублей. Правда, чем дальше от Москвы, тем аппетиты продавцов умереннее, поскольку покупатели из глубинки просто физически не могут себе позволить продукт по шок-цене. А в Москве между тем маски и антисептики из аптек исчезли напрочь. Сейчас, по данным, которые до меня долетают, цена обычной трехслойной одноразовой маски в огромном опте составляет 22-36 рублей за единицу. Это та маска, которая в мирное время стоила в аптеке от 1 до 6 рублей. Но куда исчезает этот товар оптом, можно только догадываться.

Совершенно очевидно, что паника и самоизоляция вернули деньги и жизнь в некоторые сферы ретейла. Наши специалисты на удаленке опросили примерно 1 тыс. компаний, которые активно искали площади под развитие до эпидемии. И выяснили, что 10% из них сейчас находятся в состоянии повышенной боеготовности и собираются даже более активно расширять географию присутствия, чем планировали раньше. Выяснилось, что некоторым их менеджерам руководство даже дало установку утверждать объекты под новые торговые точки без визуального осмотра (то ли самоизоляцию отрабатывают, то ли скорость развития настолько высокая, что некогда). Но большинство все-таки ждет снятия карантина. И мы рассчитываем начать первые показы площадей сразу после смягчения режима самоизоляции.

Кто сейчас копит силы и деньги для экспансии?

  • Конечно, продуктовый ретейл во всем его многообразии. Причем на рынок довольно активно выходят новые игроки, в том числе те, у кого были небольшие сети магазинов на локальных рынках страны.
  • Фулфилмент-центры и склады ответственного хранения с расширенным функционалом, которые обеспечивают всю логистику и хранение товара, вплоть до получения его покупателем.
  • Dark-store, или магазины без покупателей, которые в первую очередь обслуживают сегмент FMCG — доставляют продовольствие и товары первой необходимости. Они забирают площадки не первых линий, но активно смотрят недорогой и неликвидный стрит-ретейл.
  • Аптеки. Для них этот коронакризис — подарок судьбы. Особенно успешны те аптеки, которые и до кризиса имели опыт в интернет-продажах.
  • Локальные сервисы доставки готовой еды. Хотя с ними не все так однозначно. Многие рассчитывали, что этот сегмент бизнеса на фоне вынужденной самоизоляции станет наиболее успешным. Но развитие оказалось скромным, потому что возникло перераспределение потребительской корзины. Люди стали больше готовить дома из соображений экономии и из-за страха заразиться при контакте с курьером (недавно в Москве был такой эпизод: больной коронавирусом курьер развозил пиццу и в результате посадил на карантин 72 семьи).
  • Фастфуд, который работает навынос. Выручка в этом сегменте, конечно, сильно упала. Но ситуация не настолько плачевная, как в остальной ресторанной отрасли. Тот же «Макдоналдс» если не преуспевает сейчас, то, судя по пробкам в «МакАвто», которые я наблюдаю, точно не прозябает в экономической яме.


Не исключаю, что собственники недвижимости будут сговорчивее, чем до карантина. Ведь впереди нас ожидает оптимизация арендных ставок и даже банкротства торговых операторов.

Как арендодатели сейчас реагируют на кризис? На днях эксперты «Клуб Mall Side» опросили торговые центры в Москве и регионах о том, какие скидки арендаторам они чаще всего согласовывают. В опросе приняли участие 200 управляющих компаний ТЦ. Результат опроса получился следующий: скидки до 20% магазинам согласовали 9% ТЦ в регионах и 7% — в Москве; скидки от 20 до 50% дали арендаторам 17% региональных ТЦ и 22% ТЦ столицы; арендные каникулы всем закрытым бизнесам дали 31% ТЦ регионов и 22% московских ТЦ; переподписались на размер ОРЕХ — 11% ТЦ в регионах и 14% ТЦ Москвы; а полную арендную плату берут даже с закрытых магазинов 29% ТЦ в регионах и 38% — в Москве.

Количество торговых центров, которые заняли супержесткую позицию по отношению к арендаторам, меня не удивляет. Как транслировать требование магазина о неплатеже, например, банку, который является кредитором девелопера ТЦ? А никак. Между тем многие арендаторы перестают платить. Но появляются те, кто рассчитывает спекулятивно занять места выбывающих.

Методы борьбы с такого рода спекуляциями разные. Например, крупные рестораторы Москвы договорились между собой в течение 12 месяцев не занимать пустое место в ТЦ, появившееся после ухода с площадей кого-то из членов ассоциации. Так они рассчитывают наказать арендодателя. Предыдущие подобные сговоры (а они бывали и в прежние кризисы) позволили выйти на рынок и закрепиться менее сильным игрокам. Вопрос соблюдения этих санкций — это вопрос порядочности каждого подписавшегося ресторатора. Кроме того, неизвестно, как на ситуацию отреагирует ФАС.

Я уверен, что свободные площади в торговых центрах и в стрит-объектах столицы появятся. Но свято место, как  известно, пусто не бывает.