Неделю назад вы обратились к руководителям компаний, которые увольняют своих сотрудников, что готовы перехватить их персонал, так как вам необходимо набрать еще 2 тыс. сотрудников, чтобы справиться с нахлынувшим потоком заказов. Удалось набрать в столь короткие сроки? 
— Да, отклик от руководителей компаний был. Большая часть обратившихся — из массовых ресторанных сетей, фастфуда, кондитерских. Обращались из компаний, которые сдают автомобили в аренду таксистам, у них сейчас поток клиентов упал, а аренду машин оплачивать надо. Приходят трудоустраиваться целыми группами из индустрии развлечений. Пока из 2 тыс. набрали человек пятьсот. И это связано скорее с нашими внутренними процессами. Ведь раньше у нас в компании работало 30-40 сборщиков в неделю, а теперь — сотни человек. Трудоустроить за несколько дней 2 тыс. человек невозможно, это не делается на раз-два. Мы далеко не все еще достроили внутри компании. Хотя я думаю, что по факту мы даже больше наберем.

Плюс сейчас нам помогают и сотрудники гипермаркетов как сборщики заказов, так как у них сейчас начинается отток покупателей, при этом часть персонала освободилась за счет закрытия зон общепита.

Сколько у вас курьеров сейчас работает суммарно во всех регионах присутствия?
— Примерно 700 курьеров и еще порядка 800 персональных закупщиков.  

Сколько нужно сейчас курьеров для доставки онлайн-заказов в целом по Москве, можно прочитать в этой статье.



В связи с растущим спросом на доставку продуктов питания вы стали выходить в новые регионы?
— Да. Буквально на днях мы вышли в Рязань и на следующей неделе выйдем в два новых региона. Больше не сможем охватить в ближайшие 2 недели. Возможно, в конце месяца еще один город запустим.

Нам сейчас поступает в 3 раза больше запросов на франшизы, чем обычно, с начала марта получили около 250. Доставка становится интересна предпринимателям как возможность удачно вложить и сохранить деньги, и к тому же заняться социально ответственным бизнесом.

Григорий Кунис

Родился в 1967 году в Ленинграде. Учился на химическом, а затем на психологическом факультете СПбГУ. В 1992 году совместно с новозеландским журналистом Ллойдом Дональдсоном основали издательский дом Cornerstone и в 1993 году начали издавать англоязычный еженедельник The St. Petersburg Times. В 1996 году газета была продана издательскому дому Independent Media

С 2002 года был издателем сети бесплатных газет «Мой район». Являлся координатором "Бессмертного полка" в Петербурге.

В 2014 году совместно с братом Дмитрием Кунисом начали разрабатывать проект iGooods.



А что надо для выхода в новый регион?
— Найти партнера, купить оборудование — это камеры хранения продуктов питания, некий шлюз между сборщиками заказов и курьерами (оборудование делается под заказ) и набрать персонал. 

30 марта вы пережили вторую волну роста заказов из-за вынужденной недели выходных. После второго обращения Путина к населению всплеск был или люди уже успокоились?
— После 16-17 марта, когда была первая волна панических покупок, спрос вырос в 4 раза. Под спросом я подразумеваю трафик на сайте, запросы посетителей. А на прошлой неделе, после первого обращения Путина, в Петербурге он вырос в 12 раз, в Москве — в 20 раз по сравнению с докризисным периодом. После второго обращения президента к нации рост трафика на сайт был в 10-15%.

Как обстоят дела с наличием товара на полках магазинов, из которых вы делаете доставку? Какой процент замены происходит?
— Так себе. В разных категориях разная ситуация. Перед выходными был всплеск продаж из-за объявления карантина, все смели. Магазины не могут с такой скоростью пополнять запасы. Есть, конечно, проблемы. У нас порядка 12% заказов отменяется из-за отсутствия ключевого для клиента продукта. А уровень недопоставки — в районе 25% по нашей компании. Клиент заказал 25-30 позиций, мы ему семь недовезли. На самом деле отсутствующих позиций еще больше, но мы находим и предлагаем замену. Уровень недопоставки большой. В мирное время он был на уровне 5%, а в марте на пике — 25%, в последние дни — 11-12%. 

Некоторые продуктовые ретейлеры опасаются, что из-за продления карантина люди снова будут сметать все с полок и могут быть перебои с поставками.
— Проблемы могут быть с выбором товаров, а не с их отсутствием. Не будет гречки одного производителя, но будет другого. Не будет одного вида макарон, но будут другие. Может, будут более дорогие или не того производителя. Но в то, что не будет вообще никаких макарон, я не верю.

Доставку заказывают и люди, заразившиеся коронавирусом. Как часто вы получаете заказы, в которых люди сообщают о своей болезни? Есть ли право у курьера отказаться от такого заказа?
— У нас курьеры видят все примечания, которые оставляют клиенты. Поэтому они в курсе, если указано, что человек болеет коронавирусом. Но таких примечаний крайне мало, буквально на уровне статистической погрешности, и я не знаю случаев отказа от таких заказов со стороны курьеров. Были случаи, когда они отказывались в целом от работы, объясняя, что боятся и хотят пересидеть эпидемию дома. Кстати, есть и курьезные случаи. На днях привезли заказ на дом, молодой человек посмотрел на пакеты с продуктами и говорит: «На эти пакеты мог кто-то чихнуть, я их брать не буду». Курьеру пришлось забрать назад заказ.

На сколько выросла зарплата курьеров можно прочитать в этом обзоре.



Сегодня на курьеров ложится очень большая и физическая, и психологическая нагрузка. Выросла ли из-за этого ротация? 
— Ротация по старому составу не выросла, но люди уходят на больничный, когда перегружаются.

Есть ли проблема по Москве с курьерами с точки зрения пропусков?
— Мы выдали курьерам бумаги, что они являются сотрудниками компании и передвигаются по городу для доставки продуктов. Пока проблем нет. Но есть какие-то эксцессы на уровне самоуправства, Росгвардия останавливает курьеров, те показывают бумагу, а в ответ им говорят, что такую бумажку и из Интернета можно скачать, и предупреждают, что в следующий раз не пропустят.

Какие сегодня основные проблемы в бизнесе, которые пришлось в срочном порядке решать, кроме набора персонала?
— Проблемы с IT-инфраструктурой приходится решать. У нас было два сервера, а теперь 12. Число заказов у нас выросло всего в полтора раза, но нагрузка на них увеличилась в разы. Мы, конечно, купили с запасом серверов. Еще решаем вопрос с оплатами заказов, мы хотим отказаться от принятия наличных денег, но банки не справляются с поставкой терминалов. Докупаем оборудование для курьеров и сборщиков.

Какой объем инвестиций вам пришлось вложить за последний месяц?
— Мы вообще не считаем пока. Не до этого, просто вкладываем — и все.

Сегодня ваш бизнес как никогда востребован. От инвестфондов или частных инвесторов получали за последние недели предложения о вхождении в капитал или продаже доли? 
— За последние 2 недели не было таких предложений. Или по крайней мере они до меня не долетали.

Бизнес по доставке продуктов до начала коронакризиса был планово убыточным. Все боролись за долю рынка и расширение бизнеса. Насколько нынешняя ситуация ускорит выход компании на операционную рентабельность?
— До пандемии мы достигли операционной рентабельности в Санкт-Петербурге, Твери, Сургуте, в некоторых гипермаркетах в Москве. Сейчас мы инвестируем в увеличение мощностей сервиса, чтобы доставлять продукты во время повышенного спроса. Экономика сервиса меняется: уменьшается рентабельность, потому что КПД сотрудников упал из-за замены продуктов, отмены заказов. Сборщик уже почти собрал заказ, потратил 20 или 30 минут, а потом из-за того, что нет ключевого продукта, например колбасы, клиент говорит, что спасибо, не надо. А время-то потрачено. Поэтому наша себестоимость сейчас возросла, и причем прилично. Раньше закупщики собирали 15 заказов в день, а теперь 12. Получается, на 20% их КПД упал, и себестоимость на 20% увеличилась. Но в целом нынешняя ситуация с ростом заказов должна сильно ускорить выход на операционную рентабельность.

Интервью Григория Куниса, в котором он рассказал о создании сервиса iGooods, можно почитать здесь.



Кто из игроков рынка доставки оказался лучше готов к нынешней ситуации?
— Мне кажется, что сейчас все примерно в одинаковой ситуации находятся и забиты заказами на несколько дней вперед.

Кризис — время возможностей. Сбербанк сейчас ввел комиссию за переводы, «Яндекс. Еда» и Delivery Club увеличили комиссию для ресторанов. Вы увеличили плату за доставку?
— Нет. Более того, мы чуть ли не единственные на рынке, кто вообще никаких параметров не менял: мы не стали увеличивать ни сумму минимального заказа (она у нас 500 рублей и осталась), ни стоимость доставки.

Почему?
— У нас есть среди клиентов пожилые люди, и им не нужно продуктов на 4 тыс., а нужно на 1,5-2 тыс. Да и потом, до тысячи рублей у нас очень мало заказов, это доли процентов. От 1 тыс. до 2 тыс. рублей — уже побольше, но на такую сумму обычно заказывают новые клиенты, чтобы протестировать.

Как изменился средний чек?
— Сильно вырос — с 3,7 тыс. до 4,6 тыс. рублей. В мирное время у нас было около 4 тыс. заказов в день, а теперь — около 5 тыс. Могли бы больше вырасти, на 40-45%, но не получилось из-за большого числа замен. Но и по регионам рост разный. Петербург вырос меньше, так как это наш домашний регион и здесь база большая, а по Москве число заказов выросло в 2 раза.

После того как вся ситуация с эпидемией завершится, на сколько может увеличиться ваша лояльная клиентская база? Сохранится ли число заказов на уровне 5 тыс. в день?
— Пока сложно такие прогнозы давать, но понятно, что база клиентов значительно увеличится. К выходу из ситуации с эпидемией мы значительно увеличим количество доставок в день.

Сейчас крупнейшие fashion-маркетплейсы выходят на рынок FMCG. Вы видите какие-то возможности для партнерства?
— Нет. У них совсем другая логистика и другие бизнес-процессы, поэтому я не вижу возможностей для партнерств. 

Справка

iGooods основан в 2014 году. Крупнейшие владельцы — Дмитрий Кунис (66,33%) и международный маркетплейс Joom (10%). Оборот за 2019 год составил более 2,6 млрд рублей. За прошлый год iGooods доставил порядка 696 тыс. заказов.

Сервис осуществляет доставку из 150 гипермаркетов. Электронный каталог включает более 1850 тыс. разнообразных товаров. Интеграция каталога и прайса из торговых точек позволяет поддерживать актуальность цен и продуктов, представленных в наличии в торговых залах. На товары нет наценок — сколько они стоят в супермаркете, столько же стоят и на сайте iGooods. Стоимость доставки начинается от 199 рублей и зависит от региона, а также веса заказа.

В настоящее время iGooods — крупнейший по обороту и числу торговых сетей партнеров сервис по доставке продуктов в России. Компания осуществляет доставку продуктов из гипермаркетов METRO, «Лента», «Карусель», Globus, PRISMA, Selgros, «ВкусВилл», «Азбука вкуса» и SuperBabylon в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Белгороде, Оренбурге, Сургуте, Барнауле, Туле, Твери, Ярославле, Рязани и Кингисеппе (Ленинградская область).