26 мая 2019 года онлайн-магазины ZOZO с услугой Zozosuit станут недоступны для покупателей сразу 72 стран мира. «С глубоким сожалением сообщаем, что ZOZO закрыла свой международный онлайн-магазин в Америке, Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке», — говорится в релизе компании. MarketMedia разбирался в причинах неудачи эксперимента ZOZO и пытался ответить на вопрос: где ошибка?

И швец, и спец, и космический удалец
По итогам 2018 года интернет-ретейлер модной одежды ZOZO inc. при 21%-ном росте продаж потерял 20,3% операционной прибыли. Тем не менее его знаменитый основатель Юсаку Маэдзава в будущее смотрит с оптимизмом, хоть и осторожным, рассчитывая компенсировать потери за счет брендов масс-маркета, преданных японских потребителей и китайской молодежи.

Глава ZOZO inc. и владелец 36% ее акций, миниатюрный по телосложению японский миллиардер Юсаку Маэдзава, начинал со скромного стартапа в 2004 году. Тогда Маэдзава создал ZOZO — онлайн-магазин, специализирующийся на продаже модной одежды.

Но широкой публике он известен и по другим причинам. Например, как первый в мире космический «турист», который полетит на Луну, предположительно, в 2023 году.

Помимо космических амбиций, Маэдзава любит искусство. В 2017 году японец приобрел картину Жана-Мишеля Баскии — неоэкспрессиониста из Нью-Йорка, начинавшего как граффити-художник — за $110,5 млн. Сумма стала рекордной продажной ценой для произведений современного художника. 



Искусство для Маэдзавы является не только хобби и возможностью привлечь к себе внимание прессы, но и финансовым инструментом. Например, 17 мая 2019 года в ходе аукциона Sotheby's японский бизнесмен выручил за картину Энди Уорхола сумму, в 2 раза превышающую ожидаемую цену.

Но самым громким его PR-ходом стал розыгрыш призов за репост твита в начале этого года. Тогда Юсаку Маэдзава объявил, что готов заплатить владельцам профилей в Twitter миллион иен (примерно $10 тыс.) «за мечту». Обязательное условие: подписаться на канал миллиардера и сделать репост этого объявления. В результате число подписчиков миллиардера выросло в 12 раз — до 6 млн. Несмотря на то что за прошедшие с того момента 5 месяцев 2 млн подписчиков отписались, тем не менее чуть больше 4 млн осталось, так что положительное сальдо сохраняется. Новость разошлась по мировым СМИ и получила солидное паблисити, превосходящее по ценности миллион долларов, потраченные на выплату призов.

Но, конечно, не только и не столько PR славен Юсаку Маэдзава. Его компания ZOZO на протяжении 10 лет сохраняет лидерство на японском рынке онлайн-моды. В последнее время удерживать преимущество становится все труднее. На кону — рынок моды емкостью $120 млрд.

Теперь этим рынком интересуются не только технологические предприниматели и стартаперы, но и такие гиганты, как Amazon, активно спонсирующий модные показы. Да и традиционные ретейлеры, еще недавно заботившиеся только о расширении своего физического присутствия в больших городах, теперь старательно расширяют свои онлайн-возможности. И, наконец, сами бренды, которые способствовали раннему успеху ZOZO, теперь конкурируют с ним.



И Маэдзава сделал ход конем. Если до 2011 года компания целенаправленно развивала свой онлайн-центр модных брендов, то затем ZOZO начала экспериментировать. В итоге на свет появился Zozosuit — костюм в горошек со встроенными датчиками, позволяющий его обладателям снять индивидуальные мерки, не выходя из дома. А затем получать одежду, сшитую исключительно для тебя.

Четверть миллиарда в минус
О падении прибыли ZOZO объявила 25 апреля 2019 года. В качестве причин были названы неудачи с экспериментом продажи одежды на заказ в Европе и США и разногласия с рядом модных брендов, которым развитие онлайн-технологий позволило без особых вложений самим продавать свою одежду онлайн.

Общие потери компании составили в 2018 году $229 млн. ZOZO объявила о закрытии своей деятельности в западном полушарии, отключив сайты в 70 странах.

Проблемы с операционной прибылью привели и к падению акций компании почти на 60%, до $5,8 млрд.



Получить ставший знаменитым костюм в горошек или купить по данным своих мерок одежду клиенты ZOZO за пределами Японии уже не смогут. В Японии у проекта дела идут неплохо, поэтому соотечественники Юсаку Маэдзавы смогут продолжить наслаждаться возможностями его индивидуального сервиса.

Пилюлю европейского провала попыталась подсластить Суза Бургер, директор представительства компании в Германии, заявив, что ей и ее сотрудникам было «захватывающе» работать в ZOZO, поскольку сама концепция одежды по индивидуальным меркам вызвала энтузиазм у СМИ и клиентов.

Слишком много новинок
С помощью Zozosuit Маэдзава планировал привлечь к себе модников всего мира. Для начала решили ограничиться 30 базовыми моделями одежды, со временем планировалось, что ассортимент будет расти. В отличие от своего основного бизнеса, в качестве одежды для индивидуального пошива ZOZO предложила собственные модели и выбрала средний ценовой сегмент. Ряд аналитиков видят в этом прямую конкуренцию с Uniqlo, по крайней мере простота образа и стиля по доступной цене объединяет линейки двух брендов.

Распространение Zozosuit за рубежом началось в январе 2018 года. Стратегия заключалась в том, что практически все желающие смогут бесплатно получить приложение для смартфонов и костюм для снятия мерок. Уже к маю было получено свыше миллиона заявок, за год планировалось, что цифра вырастет как минимум до 3-4 млн. Но задумка не сработала, поскольку те, кто получил оборудование для снятия мерок, либо заказывали слишком мало, либо не заказывали ничего, либо даже не тратили время на снятие и отправку мерок в компанию.

Майкл Каусон из аналитической компании JapanConcuming впоследствии оценил идею Zozosuit как «очень хорошую, но очень плохо исполненную». По его мнению, дело было не в том, что Маэдзава опередил свое время, а в том, что не смог наладить процесс.

Еще в самом начале эксперимента четыре редактора итальянского издания Post Moda заказали костюм для снятия мерок. Первый редактор ничего не купил, так как представленная на сайте одежда показалась ему слишком простой и скучной. Второй заказал футболку, но, несмотря на то что она была из хорошей ткани, сидела на фигуре не лучше, чем обычная из магазина, да и ждать ее пришлось довольно долго. Третий остался доволен заказом, свитер ему понравился во всех отношениях, правда, ждать пришлось 60 дней.

И, наконец, самый бесстрашный редактор, купивший пару джинсов, которые пришли только через 8 недель, оценил покупку как что-то среднее между Levi’s и H&M, и посетовал на слишком скудный и неинтересный выбор.



В общем, претензии обозревателей модного издания совпали с перечнем основных факторов, разочаровавших покупателей: слишком долгие сроки доставки, скудный и неинтересный выбор моделей и, наконец, несоответствие результата заявленному качеству («несмотря на то что требовалось время и усилие на получение заказа, одежда эта была не лучше той, что я мог купить прямо в магазине»).

Тем не менее многие эксперты считают, что расчет был правильным. Число пользователей, предпочитающих делать покупки онлайн, по всему миру растет, и им нужна возможность получить одежду с идеальной посадкой.

Конечно, ZOZO — не единственная компания, которая пыталась вывести пошив по индивидуальному заказу на массовый уровень. Известно, что Amazon приобрел стартап, создающий 3D-модели тела, а Uniqlo использует ЖК-экраны для бесконтактной примерки своей одежды (что еще не индивидуальный пошив, но движение явно в ту сторону).

Однако именно ZOZO больше всех инвестировала в этот сервис. И больше всех потеряла.

Мечты о Китае
Помимо неудач с Zozosuit, неприятности в прошлом году были и в самом интернет-магазине ZOZO. Онлайн-площадку покинули такие модные дома, как Onward Holding Co Ltd и Right On Co Ltd. Причиной стало чрезмерное, по мнению поставщиков, увлечение скидками в основном онлайн-центре Zozotown.

В ZOZO к неудаче отнеслись как к хорошему уроку, более того, как к ошибке Христофора Колумба, который просчитался с маршрутом в Индию, зато открыл Америку. По крайней мере, публично. По заявлению Маэдзавы, интерес СМИ и покупателей к проекту показал, что спрос на одежду более точных размеров существует и, значит, стратегия перехода от стандартных размеров к новой линейке из 20-50 размеров может принести успех.

В ходе пресс-конференции, посвященной закрытию международного онлайн-магазина, Юсаку Маэдзава сообщил об открытии осенью «мультиразмерной платформы» для продажи вещей более индивидуального размера. В презентации среди будущих партнеров упоминались Levi's, Beams, Baycrews Group, Urban Research, Mark Styler, Stripe International, Daytona International и Pal Group. Привлечение к сотрудничеству брендов уровня масс-маркет стало ответом онлайн-ретейлера на уход партнеров, с которыми Маэдзава начинал в 2004 году.

В компании прогнозируют, что первый год работы платформы принесет продажи на $9 млн. 



Однако это не единственная мера, предпринятая компанией для восстановления своих позиций. То, что не получилось в 72 странах от Канады до Таиланда, может получиться в Китае. К тому же в самой Японии, где апробировался Zozosuit, проект себя неплохо чувствует, и его продолжают развивать. Юсаку Маэдзава связывает теперь свои надежды с китайской молодежью: трудоустроенной, хорошо зарабатывающей, осведомленной о самых актуальных модных трендах и стремящейся к уникальности своего образа.

Другие тексты о рынке ретейла в Азии можно прочитать здесь.