Приравнять электронные сигареты, вейпы и кальяны к обычным сигаретам и табачной продукции, а значит, ввести для них ограничения по продаже, рекламе и курению в общественных местах, сенаторы Валерий Рязанский, Эдуард Исаков и Лариса Тюрина предложили еще 2 года назад. До сих пор на электронные системы по доставке никотина и кальяны (ЭСДН) запрет на курение в общественных местах и свободную продажу не распространялся. Поправки в КоАП и ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» были внесены в Госдуму весной 2017 года. Долгое время законопроекту не давали хода. С мертвой точки процесс сдвинулся в 2019 году, правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала проект о распространении антитабачных ограничений на кальяны, вейпы и электронные сигареты. Первое чтение законопроекта запланировано на 10 декабря.

Одна из поправок запрещает розничную торговлю электронными курительными изделиями с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте. Принятие закона сделает невозможной продажу ЭСДН на «островках» в торговых центрах. Сейчас точки по продаже IQOS, Glo, Juul, Logic и подобных устройств есть практически в каждом ТЦ.


Справка

По прогнозам BAT, число россиян, курящих электронные сигареты, в 2020 году превысит 2,7 млн человек, объем продаж электронных сигарет и вейпов в России в следующем году составит 20 млрд рублей. По оценкам Euromonitor International, ежегодно на российском и мировом рынке продажи вейпов и электронных сигарет растут как минимум на 30%. Это самый быстрорастущий сегмент российского табачного рынка.
 



Важный канал продаж

«Законопроект в нынешнем виде очень слабый и сырой. Ужесточение требований к продаже вейпов и электронных сигарет — это скользкий момент. Изначально в проекте сенатора Рязанского запрета открытой выкладки не было. Такие требования появились в доработанном варианте, рекомендованном к принятию в первом чтении. Очевидно, готовится серьезный удар по вейп-рознице», — говорит Максим Королев, председатель правления ассоциации «Профессиональный альянс участников русского рынка электронных никотиновых систем» (ПАУРРЭНС).

«В розничной стратегии мы в первую очередь ориентируемся на каналы продаж, куда приходят взрослые курильщики, — это табачные магазины и вейп-шопы. «Островки» в торговых центрах — также важный канал продаж, который позволяет сформировать у целевой аудитории представление о бренде и стандартах производителя. Курящие люди должны иметь возможность получать информацию об электронных сигаретах как о разумной альтернативе обычным тлеющим сигаретам при условии ограничения доступа несовершеннолетних к электронным никотиновым продуктам», — считает генеральный директор Juul Labs в России Виктор Украинский. Он ссылается на данные исследования Kantar, по которым 49% российских курильщиков, переключившихся с сигарет на электронные продукты, узнали об альтернативе в торговых точках. «Открытая выкладка в магазинах помогает доносить информацию до потребителей, которые хотели бы отказаться от курения табака, но не могут сделать это в одночасье», — отмечает Виктор Украинский. По его словам, розница — ключевой канал информации об инновационных никотиновых продуктах и за рубежом, в таких странах, как Великобритания, Канада и Новая Зеландия.



Интервью с генеральным директором JUUL Labs в России Виктором Украинским читайте тут



Директор по работе с органами государственной власти JTI Россия Василий Груздев полагает, что оценить влияние законодательных изменений на систему продаж можно будет только после окончательного принятия законопроекта (JTI производит электронные системы доставки никотина под брендом Logic Compact). «Мы выступаем за отдельное регулирование продукции со сниженным риском, к которой относятся электронные системы доставки никотина закрытого типа, которые согласно данным Public Health of England на 95% менее вредны чем обычные сигареты», — настаивает он.


Почему в России снижается производство сигарет смотрите здесь



Высокомаржинальный арендатор

По словам руководителя направления аренды торговых центров компании JLL Юлии Чернышёвой, операторы этого сегмента входят в одну из самых платежеспособных категорий. Мария Суторихина, директор по маркетингу в Северо-Западном регионе департамента управления недвижимостью Colliers International, отмечает, что в среднем аренда такого «острова» для продажи электронных сигарет стоит на 15-20% выше, чем стандартного.

Средние ставки аренды в качественных торговых центрах на подобные площади могут варьироваться от $2 тыс. до $5 тыс. за 1 м2 в год (без НДС) в зависимости от расположения, объекта и занимаемой площади, подсчитали в JLL.

«Когда электронные сигареты и вейпы только «заходили» на рынок, мы сдавали торговые точки для них по стоимости до 1,5 млн рублей в месяц для точки 12 м2. И «народная» толпа к ним выстраивалась в очередь с самого открытия торгового центра. В среднем они платили достаточно высокие ставки — 350-500 тыс. рублей в месяц в Московском регионе. Кто не знал, что они столько платят, получал гораздо меньше. Сумма ощутимая, но в целом, если учесть, что процент от товарооборота они не платят, сравнимая с высокомаржинальными концепциями. Далее популярность начала угасать, а конкуренция возрастать, и начались компиляции на киосках типа: кальяны и вейпы с электронными сигаретами, сигареты и электронные сигареты, вейпы и табак. И платить стали уже меньше. Но по-прежнему много. В среднем от 250 тыс. рублей за точку в хорошем торговом центре, в регионах — от 150 тыс. рублей за торговую точку», — говорит управляющий партнер REDSTONE.property Индира Шафикова.

«Такие арендаторы дополняют торговую галерею, при этом не являются якорными, трафико- или бюджетообразующими для торгового центра, в связи с чем их уход не сильно отразится на работе ТЦ», — прогнозирует Юлия Чернышёва.