Сегодня fashion-технологии в мире идут семимильными шагами. Первый тренд – рост умных производств. Немцы являются лидерами в этом и собираются к 2030 году перевести большую часть промышленности на умные производства. Например, такое умное производство построила в Германии компания Adidas. И на нем себестоимость кроссовок в 4 раза ниже, чем на азиатской фабрике, где используется дешевый рабочий труд и работает тысяча людей. А в Германии персонала в несколько раз меньше и все процессы автоматизированы.
  
Второй нарастающий тренд – использование искусственного интеллекта на производствах. Вместо дизайнеров в массовом сегменте будет трудиться искусственный интеллект. Например, креативный директор H&M Оскар Олсон прямо говорит, что в будущем так будут формироваться линейки одежды под клиентов. Сеть Томму Нilfiger это делает уже сегодня. У них есть коллекции, которые создаются искусственным интеллектом.

Цифровые фабрики – это тоже следующий тренд. Сегодня они уже используются в автомобилестроении, где виртуально создается весь объект, оцифровывается и потом отправляется за тысячи километров для производства в рамках единой платформы. И эта технология придет в легкую промышленность. Это абсолютно очевидно, только вопрос времени.
  
Следующий тренд будет – персонификация производств. Когда вы заходите в некую витрину и выбираете некое изделие, но на самом деле оно пока виртуальное. А дальше система подхватывает все ваши параметры с вашего виртуального клона и для вас производит изделие по вашим параметрам. То есть вы можете выбирать или добавлять какие-то свойства. Это как конструктор. Похожая история также уже существует в автомобилестроении, когда вы делаете какой-то тюнинг прямо на сайте.

И еще один момент: носимые гаджеты сейчас плавно интегрируются с нашей одеждой, отсюда возникнет возможность постоянного мониторинга здоровья. Ваши данные будут передаваться соответствующим врачам, а нам программа будет присылать всякие предупреждения, например о лишних калориях, и советовать, сколько надо прогуляться километров. То есть вы надели куртку, и она вам все про вас расскажет. Это тренд ближайших 5-10 лет.

 Одна из первоочередных задач Союзлегпрома – провести инвентаризацию и аудит нашей промышленности. Информация очень разрозненная, не все ретейлеры знают, где какие производства. Сейчас найти заказчика – достаточно проблематичная история. Единая платформа производственных площадок позволит западным или российским брендам легко выбрать подрядчика, а значит, легко будет осуществляться локализация производства. Сейчас это делается в полуручном режиме. Дальше нужно выявить лидеров. 5-10 компаний. Если мы действительно хотим развивать в России умные производства, как в Германии, то надо понять, кто ближе всего к этой цели. И мне видится, государство должно дать этим лидерам волшебный пендель, чтобы у нас возникли прецеденты умных производств.