Минпромторг РФ предложил правительству уменьшить так называемый «радиус трезвости» — минимальное расстояние от социальных и медицинских учреждений до торговых точек, где можно продавать алкоголь.

Максимальное расстояние в 50 метров хотят установить для школ и детских садов, что «гарантированно исключит их нежелательное соседство с магазинами спиртного». А для медицинских учреждений, спортивных и культурных объектов предлагают сделать радиус от 20 до 50 метров.

Сейчас «радиус трезвости» устанавливают власти регионов. Он может колебаться от 10 до 300 метров. Но в основном за основу берут максимальное расстояние. И нередко при этом в регионах возникают коррупционные истории, говорят в министерстве.

Кроме того, по мнению чиновников, большой «радиус трезвости» плохо влияет на легальную розничную торговлю — приводит к сокращению числа магазинов и падению оборота торговых сетей. При этом, по статистике, он никак не влияет на уровень злоупотреблений алкоголем, ‎а его увеличение ведет лишь к росту нелегального сегмента рынка. Так что уменьшение радиуса будет способствовать защите здоровья граждан, говорится в пояснительной записке к постановлению. 

Чиновники Минэкономразвития идею коллег из Минпромторга поддержали. А в Минздраве заявили, что идея пагубная, сославшись на то, что во всем мире сокращение количества точек торговли алкоголем является одной из самых эффективных мер борьбы с алкоголизмом. В Минздраве добавили, что новые радиусы, предложенные Минпромторгом, «научно не обоснованы» и могут привести к росту связанных с алкоголем смертности, заболеваемости и социальных проблем.

Мнение

Максим Черниговский, эксперт алкогольного рынка:

Вопрос о «радиусе трезвости» возникает постоянно. Его то увеличивают, то уменьшают. И единого мнения о его размере нет — тут можно вспомнить опыт Петербурга, где в зависимости от муниципалитета радиус может быть и 15, и 30 метров. Причем требования закона о «радиусе трезвости» бизнес постоянно нарушает. И часто не может поступить иначе. Допустим, открывается стоматологический кабинет в доме, и теоретически соседний магазин, где торгуют спиртным, должен лишаться лицензии. Но обычно этого не происходит. Все условно.

Беспокоит другое. Все эти меры, которые власти анонсируют как послабление для бизнеса, на самом деле чистой воды популизм. Они не могут решить проблему алкоголизации нашего народа. У нас одно из самых жестких законодательств в области обращения с алкоголем. Но при этом один из самых высоких показателей алкогольной зависимости среди подростков и один из самых больших в мире рынков контрафактного спиртного — на душу населения приходится 6-7 литров разных суррогатов при потреблении 20 литров нормальной водки в год. А почему? Потому что одно с другим очень связано. 

Запрещая что-то на легальном рынке, мы провоцируем развитие нелегального. В этом смысле послабление в законе можно приветствовать. Но надо понимать, что это полумера. Особенно для нашей страны, где буйным цветом цветет незаконная online-торговля спиртным. Нельзя действовать одними запретительными мерами. Нужно включать и так называемые социальные лифты. Беда в том, что сегодня для многих наших соотечественников употребление алкоголя — единственный доступный вид досуга. Бутылка водки стоит сегодня 205 рублей. Для сравнения: билет в кино — минимум 300 рублей, а поход в драмтеатр всей семьей — все 5 тыс. рублей. И пока будет так, люди будут отдыхать с водкой, а не с близкими в культурных заведениях.