Рынок сотовой розницы (телефоны, аксессуары) по итогам 2018 года показал неплохой результат: рост составил 20% в деньгах,  хотя в штуках рынок не вырос. Люди начинают покупать все более дорогие телефоны. Однако представители телеком-ретейла бьют тревогу: лицо магазинов сотовой связи должно измениться, иначе бизнес будет неконкурентоспособным в среднесрочной перспективе. В итоге операторы большой четверки — «МегаФон», МТС, «Билайн» и «Теле2» —активно пересматривают ассортимент в своих салонах, которые на рынке уже предпочитают называть не сотовой розницей, а мобильной.  

Sim-карты — это тупиковая история
«Я думаю, что и 2019 год будет для нас позитивный. Но не все так хорошо. Если посмотреть на перспективу 3-4 лет, то в текущей модели будущего у телеком-ретейла никакого нет. Все финансовые инструменты стоят денег, и это все понятно. Мобильный телеком-ретейл — сети «Билайн», «МегаФон», «Теле2» конкурируют не столько за смартфонную выручку, сколько за клиента, поэтому объем промо растет (так как все делают серьезные скидки), конкуренция тоже. Маржа при продаже телефона значительно падает, но аксессуары кое-как это вытягивают», — рассказал на конференции «Ритейл в России», организованной «Ведомостями», исполнительный вице-президент по продажам и клиентскому сервису компании «ВымпелКом» Юрий Смагаринский.

Ретейлер отмечает, что сегодня в магазинах сотовой связи продаются sim-карты, телефоны, аксессуары, но это тупиковая история. И действительно, ежегодно операторы большой четверки продавали в России более 100 млн sim-карт, на это уходили большие маркетинговые ресурсы, но кроме раздувания абонентской базы компании ничего взамен не получали. По итогам 2018 года продажи sim-карт в России сократились на 12%, примерно до 97 млн штук, подсчитали аналитики AC&M-Consulting. Для сравнения: в 2017 году было продано 110 млн sim-карт. Таким образом, впервые с 2009 года (когда было реализовано 91 млн sim-карт) в России за год продано менее 100 млн sim-карт.

Продажи сим-карт в России,млн штук

«В течение 3-4 лет мы увидим еще большую консолидацию. Сегодня уже почти не осталось региональных игроков, их единицы, и им очень тяжело. Есть один федеральный ретейлер, которому тоже не просто («Евросеть||Связной». —Ред.). Да на самом деле и мощные компании мобильных операторов понимают, что для нас собственная розница — это очень большой costs (с англ. «издержки), она с каждым годом становится все менее рентабельна. Именно поэтому сейчас перед «ВымпелКомом» стоит задача разработки нового формата для ретейла», - отметил Юрий Смагаринский.

Смартфон купить и кофе выпить
«Билайн», МТС и «Теле2» открывают в своих салонах кофейни в виде корнеров. «Билайн» и МТС этот проект стали развивать с конца 2018 года совместно с британской сетью CostaCoffee. «Теле2» это сделал на полтора года раньше с израильскими кофейнями Cofix.



«Мы первые на рынке открыли салон с кофейней – с сетью Cofix. Это позволяет оптимизировать затраты на аренду, а во-вторых, это история по обмену клиентами. И она показала, что подключения сим-карт выросли в полтора раза, а трафик посещения салона с кофейнями в четыре раза выше, чем в обычном монобрендовом салоне. Конечно, не во все салоны связи люди будут заходить за чашкой кофе, а только в те, где большие потоки. Интересный факт, который произошел с нами по итогам 2018 года: выручка от так называемых неоператорских сервисов сравнялась с выручкой от продажи оборудования (а это основополагающая выручка для любого оператора)», - отметил коммерческий директор «Теле2 Москва» Антон Кондратов, подчеркнув, что в целом компания запустила массу неоператорских сервисов: переводы, платежи, оформление кредитов, страховок, покупку железнодорожных и авиабилетов. 

Люди не просто купили sim-карту или телефон, а выпили кофе, съели круассаны. И опыт покупки выглядит совершенно по-другому. Ну и запах кофе вызывает в магазине только положительные эмоции.




По подсчетам специалистов МТС, открытие кофейни позволит увеличить покупательский трафик в салоне на 20-25%, а также значительно повысит уровень комфорта при покупке гаджетов или подключении цифровых сервисов. «Решение о местоположении и количестве салонов, которые будут работать совместно с мировым кофейным брендом, мы примем по итогам пилотного проекта», — сообщил оператор при запуске первой кофейни в декабре 2018 года.  

«Мы запустили более 30 кофеен в наших магазинах. И это явно то, чем мы не хотим заниматься. Это делается с партнерами. И наши клиенты получают совершенно новый опыт. Не просто купили sim-карту или телефон, а выпили кофе, съели круассаны. И опыт покупки выглядит совершенно по-другому. Ну и запах кофе вызывает в магазине только положительные эмоции», — отмечает Юрий Смагаринский.

Кофе-корнеры в «Билайне» открыты не только в двух столицах, но и в регионах, в частности в Ярославле, Чебоксарах, Набережных Челнах, Сыктывкаре и Тюмени. В этом году в планах открыть еще около 30 кофе-корнеров.


В феврале этого года «Билайн» объявил о выпуске собственной линии одежды и аксессуаров. Речь идет о коллекциях фирменных свитшотов, футболок и термокружек, которые появились в продаже в магазинах сети. 



Кроме того, «Билайн» стал открывать в своих салонах точки выдачи интернет-заказов. В 2019 году в каждом третьем магазине сети появятся пункты выдачи. Этот проект мобильный ретейлер развивает с интернет-магазином Ozon. Кроме того, в феврале этого года «Билайн» объявил о выпуске собственной линии одежды и аксессуаров. Речь идет о коллекциях фирменных свитшотов, футболок и термокружек, которые появились в продаже в магазинах сети.

Генеральный директор «МегаФон Ритейл» Кирилл Шибанов отмечает, что современный операторский ретейл сегодня не может работать вне digital-формата. "Мы экспериментируем с форматами и скоро представим свое видение современного цифрового салона. Мы идем по пути, когда мы станем не просто салоном продаж, а местом уникального пользовательского опыта, где клиент сможет познакомиться с цифровыми услугами, попробовать, получить знание о них и в конечном итоге - приобрести", - отмечает топ-менеджер.

Мы хотим прийти к такому супермаркету цифровых услуг, в котором клиент может получить гораздо больше, чем просто мобильную связь.



«Да, мы меняемся, продаем различные digital-продукты, выпустили свою линию одежды, очень много финансовых сервисов, можно уже и билеты покупать. Устанавливаем банкоматы ведущих банков, которые генерят нам трафик, различные сервисы по ремонту и обслуживанию смартфонов. Еще сейчас идет серьезное направление по самообслуживанию. То есть клиент много может сделать сам. По сути, даже может заключить сам с собой абонентский договор. Мы запустили электронные подписи, и на смартфоне в самом ближайшем будущем можно будет зарегистрировать sim-карту в соответствии с законом о связи. Первые результаты партнерства в магазинах (а у нас стоят счетчики в магазинах) показали, что трафик вырос на 200 тыс. визитов (данные за IV квартал 2018 года). Много — мало, можно поспорить, но, учитывая конверсию, все это приносит совершенно конкретную выручку. Мы хотим прийти к такому супермаркету цифровых услуг, в котором клиент может получить гораздо больше, чем просто мобильную связь», — говорит Юрий Смагаринский.

Кирилл Шибанов, отвечая на вопрос о том, каким он видит будущее мобильного ретейла в среднесрочной перспективе, отметил, что на фоне стремительно развивающихся технологий  растут бесконтактные платежи и онлайн-каналы, это повлечет изменения в ретейле.

«Новый формат салонов должен быть сфокусирован на цифровом опыте клиентов и способствовать продвижению цифровых сервисов, а также выполнять социальную роль - научить население пользоваться такими решениями. Поменяется номенклатура гаджетов: все больше будут пользоваться спросом девайсы с большим экраном, так как тренд на просмотр видео растет. Внедрение Big Data, искусственного интеллекта и развитие 5G позволит ретейлерам предугадывать потребности клиента и что ему нужно, как только он переступит порог салона», - считает Кирилл Шибанов.

Сегодня изменение мобильного ретейла— это общий тренд. Когда операторы сотовой связи скупили независимых ретейлеров, то каждый из них получил по несколько тысяч розничных точек в России. В 2016-2017 годах они проводили аудит, чтобы понять, какими услугами можно насытить салоны, не расширяя торговую площадь, чтобы повысить их эффективность. Дело в том, что мобильный ретейл— убыточный (основные продажи приходятся на трубки и sim-карты), и без поддержки материнских компаний эти сети не могут выживать.

Активная фаза изменений мобильного ретейла пришлась на 2018 год. Сегодня вся большая четверка меняет свою розницу, они находятся в поиске новых услуг, что-то внедряют, если видят, что не идет, то заменяют на что-то другое. Например, кофейни в салонах мобильной розницы есть у «Билайна», МТС и «Теле2». 

Все операторы предоставляют и финансовые услуги — продают страховки, оформляют кредитные карты, стараются предлагать все, что может понадобиться потребителям в ежедневной жизни. 

Но компании работают не только над изменением ассортимента, но и над повышением качества обслуживания, так как от работы продавца зависит 90% успеха продаж, а с этим у многих ретейлеров проблемы. 

Что касается развития рынка в 3-4-летней перспективе, то думаю, что мобильная розница сократится, останутся наиболее эффективные салоны у всех игроков, так как так много точек все-таки не надо, а в ассортименте будут те услуги, которые нужны потребителю ежедневно.