Торговый комплекс – как корабль: неправильно спроектируешь и построишь – далеко не уплывешь, а то и вовсе пойдешь ко дну. Цена ошибки может обернуться миллиардными убытками. Поэтому на старте и даже до него стоит изучить все тонкие места и возможные ошибки проекта и подстелить соломки. Предупрежден – значит, вооружен.


1

Концепция проекта не соответствует запросам покупателей

Главный человек на рынке торговой недвижимости – это покупатель! Торговый центр предназначен для него. Именно он, проходя по магазинам, тратит деньги. И именно из этих денег складывается выручка арендаторов и собственников торговых площадей. Поэтому главное, что нужно понимать, планируя создание торгового комплекса, – что он создается для покупателя, а значит, должен быть для него удобным, интересным и полезным.

solution.png


Рекомендация:
– Концепция проекта должна опираться на статистику о количестве потенциальных покупателей, месте их проживания и величине расходов.


2

Конкурентное окружение и планы открытия новых конкурирующих объектов неверно учтены в бизнес-плане

Перед тем как запустить в работу проект, надо детально изучить планы других инвесторов по строительству торговых центров в зоне охвата вашего комплекса. Вы будете конкурировать за одну и ту же аудиторию. Если этого не сделать, вы можете получить совсем не те потоки покупателей и обороты, на которые рассчитывали.

feedback.png


Рекомендации:
– Помнить, что изменение конкурентной среды не только в самой торговле, но также в развлечениях и общепите будет влиять на продажи ТЦ.

– Ротация арендаторов внутри ТЦ также влияет на поток покупателей, лояльных определенным маркам.


3

Ошибка в оценке привлекательности проекта для потенциальных арендаторов

На стадии подбора арендаторов ТЦ очень важно соблюсти баланс между доходностью от сдачи его площадей в аренду и способностью обеспечить выгодные условия для якорных арендаторов. Главный принцип, которым стоит руководствоваться: премиальным бутикам – премиальный супермаркет. Ведь на качество «якоря» и его цены будут ориентироваться при подписании договоров (особенно долгосрочных) и бренды в торговой галерее. Все должно быть гармонично.


4

Неверное распределение площадей между «якорями» и небольшими магазинами

Торговый центр – не мелкооптовый рынок. Здесь якорные арендаторы занимают большие площади и на более привлекательных условиях, чем все остальные. И девелоперу нужно определить баланс между «якорями», которые обеспечивают основной поток покупателей для всего ТЦ, и небольшими магазинами, занимающими площади по более высоким ставкам.

advertising.png


Рекомендация:
– Нужно помнить, что отсутствие популярных категорий арендаторов может оттолкнуть часть покупателей от ТЦ. Например, сложно себе представить крупный торговый комплекс без продуктового оператора.


5

Торговые тупики

Неправильное размещение внутри ТЦ «генераторов трафика» может привести к образованию мертвых зон, куда не доходит покупатель. Поэтому якорных арендаторов, привлекающих значительное количество людей, располагают в торговых центрах на некотором удалении от входа. По дороге к ним покупатель может изучить ассортимент других, расположенных рядом магазинов.

idea.png


Рекомендации:
– Все части ТЦ должны иметь якорного арендатора, вокруг которого будут группироваться другие магазины соответствующего профиля.

– Надо помнить, что успех магазинов, расположенных на удалении от входа, эскалаторов и других «горячих точек», будет зависеть от работы «якорей», генерирующих трафик.


6

Ошибки в планировке ТЦ

Для успеха торгового комплекса очень важна его внутренняя логистика. В нем не должно быть длинных прямых участков, узких проходов, низких потолков, крутых лестниц и сложных, запутанных планировок, которым не хватает только Минотавра. Архитектура ТЦ, конечно, важна, но она не должна превращать понятный и безопасный поход по магазинам в квест «Выйди из лабиринта». Не все покупатели готовы совмещать шопинг с физической активностью. Им в торговом пространстве прежде всего должно быть удобно.

goal.png


Рекомендации:
– Использовать архитектурные решения, которые равномерно распределяют покупателей в ТЦ и дают им хороший обзор торгового пространства (атриумы, галереи, многоуровневые парковки с возможностью выхода на любой этаж).

– Автоматизировать передвижение покупателей (автоматические двери, траволаторы и др.).


7

Непродуманная парковка и разгрузочная зона

Знаете, как говорят? Нет парковки – нет торговли. И это правда. Поэтому соотношение количества парковочных мест и торговой площади магазинов в ТЦ должно быть минимальным. Нужно также предусмотреть парковку для сотрудников ТЦ. А заезд на паркинг и передвижение по нему должны быть удобными: проезды – широкими, геометрия – простой. При этом разгрузка автомобилей с товарами должна проходить в отдельной от паркинга для покупателей зоне. Подъезд крупногабаритных грузовиков не должен мешать автомобилям покупателей. И все необходимое для погрузочных работ оборудование (кары, ручные гидравлические тележки и т.д.) не должно находиться на общем паркинге.