Кто портит имущество торгового комплекса? Во-первых, сами сотрудники ТЦ, в том числе обслуживающий его персонал. Сотрудники службы клининга, например, нередко царапают поломоечными машинами стены, повреждают двери, разбивают стекла и т.д. Правда, пойманный за руку подрядчик, в соответствии с договором, обязан компенсировать ущерб. Но ловят не всех и не всегда.

Бывают также случаи, когда ущерб имуществу ТЦ причиняют арендаторы. Чаще всего это происходит при транспортировке товара на тележках из зоны приемки до магазина. Рассуждают, видимо, так: раз стены комплекса нам не принадлежат, можно о них и не заботиться. Двери тоже в группе риска, поскольку арендаторам хочется, чтобы они были всегда открыты (так легче проехать с тележкой). Арендаторы их ломают или просто снимают дверные доводчики, хотя это грубое нарушение противопожарных норм. По записям с видеокамер мы стараемся вычислить таких вандалов и потом общаемся с их руководителями. Если вина доказана, ТЦ требует компенсацию расходов на восстановление дверей. Но штрафы не являются самоцелью. Гораздо важнее разъяснительная работа. Так сказать, профилактика.

Посетители, увы, также наносят ущерб имуществу ТЦ. Обычно это происходит не нарочно. Но бывают и случаи вредительства. Могут, например, в порыве злости или обиды разбить ногой дверь. Или снести шлагбаум на парковке, не желая платить. Хулиганов обычно задерживают. Факт нанесения ущерба фиксируют в присутствии сотрудника полиции. А дальше работает уже страховая компания. Но случаи вопиющего вандализма происходят редко. Видимо, наше общество год от года взрослеет.

Иногда возникают ситуации, когда в принципе непонятно, кто виноват в порче имущества. Например, если неприятность произошла в «мертвой зоне» с недостаточным покрытием видеокамер или качество записи низкое. Такой ущерб мы тоже фиксируем и передаем в страховую компанию. Но по таким эпизодам не всегда удается получить компенсацию.

Как защитить ТЦ? Во-первых, надо создать условия для его комфортной эксплуатации: продумать маршруты движения сотрудников клининга, учесть все препятствия на пути транспортировки товаров арендаторами. Может, в коридоре есть какой-то порог, из-за которого машина клинеров подпрыгивает и царапает стену? Может, его убрать или сгладить (конечно, если он не является элементом противопожарной безопасности)? Может, коридор слишком узкий и тележка физически не может не задеть стены? Понять ситуацию и найти компромисс — задача собственника ТЦ.

В идеале навигационные маршруты должны быть продуманы на этапе проектирования и строительства комплекса. Если не повезло, проблему придется решать исходя из ситуации. Например, стены в узком коридоре можно отделать более прочными материалами. Или на опасных виражах поставить антивандальные стекла. Иными словами, «подстелить соломки».

Но основная защита — страхование имущества ТЦ. Это абсолютная необходимость. Только оформив страховку, собственник может спать спокойно, поскольку в этом случае любой ущерб — от пожара, вандализма, стихийных бедствий и др. — компенсирует страховая компания. Мы, например, страхуем все имущество и гражданскую ответственность. Разумеется, компенсировать ущерб по страховке удается не всегда. Но процент выплат очень высокий. В 70% случаев нам удается возместить ущерб.