Сегмент специализированной розницы по продаже сумок и чемоданов в России сильно уступает по размеру выручки одежным и обувным ретейлерам, где объемы продаж исчисляются триллионами рублей. По подсчетам BusinesStat, с 2013 по 2017 год стоимостный объем продаж сумок и чемоданов на российском рынке снизился на 2,6%: с 439,6 млрд до 428 млрд рублей. В штуках продажи за этот же период упали на 29,4%: с 241,6 млн до 170,6 млн.

Аналитик BusinesStat Ольга Шипилова отмечает, что рынок сумок и чемоданов является косвенным показателем, характеризующим состояния рынка туристических услуг, а значит, и общего благосостояния граждан. Падение выездного туризма, девальвация рубля и снижение платежеспособного спроса населения в кризисные годы привели к сокращению объема продаж на российском рынке сумок и чемоданов.



Ассортимент магазинов в основном состоит из импорта и значительной доли контрафактной продукции, как завезенной в страну, так и произведенной на ее территории. По оценке BusinesStat, в 2017 году объем контрафактной продукции на рынке превысил 37% рынка, если считать в единицах продукции.

В 2017 году количество проданных сумок выросло на 15%, а объем рынка в деньгах — на 21,7%. В 2018-2022 годах, по прогнозу BusinesStat, продажи сумок и чемоданов в стране будут расти на 4,5-12,1% ежегодно. В 2022 году показатель достигнет 235 млн штук, это на 38% выше уровня 2017 года.

Продажи сумок и чемоданов в РФ

В России специализированная розница по продаже сумок и чемоданов представлена в основном небольшими сетями. Самой крупной является «Империя сумок», насчитывающая 270 магазинов. В кризис сети стали сокращать розницу и активно развивать онлайн-продажи. В рейтинг по количеству магазинов не попали несколько сетей, активно присутствующих на онлайн-рынке, например Samsonite (47 точек), Domani (40), «Медведково» (21), «Шарпей» (19). Крупные ретейлеры стимулируют продажи товаров в рассрочку, работая с банками. У некоторых сетей это можно сделать и через интернет-магазин.

«В связи со снижением выручки в офлайн-канале основной упор планируем делать на дальнейшее развитие онлайн-продаж. На данный момент мы внимательно следим за конъюнктурой рынка, планов по открытиям на 2019-2020 годы нет. Ряд сетей существенно сократили свое присутствие или ушли с рынка. Многие дистрибьюторы прекратили поставки в РФ или серьезно пересмотрели портфель брендов. В багаже спрос сильно смещается в недорогой сегмент продукции, представленной преимущественно китайскими брендами», - отметили в пресс-службе сети магазинов багажа Robinzon.ru (пять розничных магазинов и онлайн-магазин).

Всего в стране работает более тысячи интернет-магазинов, продающих сумки, рюкзаки, чемоданы мировых брендов и российских производителей. Очень активно используется для продаж Instagram, в этой соцсети можно найти огромное количество предложений по продаже как дорогих сумок от лакшери-брендов, так и сумок ручной работы.  




1. «Империя сумок». Ретейлер имеет 270 магазинов более чем в 90 городах России. Первая точка открылась в 2004 году в Самаре. Запуск online-продаж состоялся в 2017 году. Компания планирует открыть более 200 пунктов самовывоза в стране. Ретейлер открывает магазины в областных центрах, а также в промышленно-развитых городах с населением от 100 тыс. человек. Также компания продает франшизу в регионы. Инвестиции в открытие одного магазина составляют от 1,5 млн до 3,150 млн рублей (без затрат на ремонт помещения). Головной офис находится в Московской области.

2. Redmond. Компания-производитель работает на рынке более 20 лет. Первый фирменный магазин Redmond был открыт в Москве в 2004 году. Сегодня сеть насчитывает 160 розничных объектов в России. Однако онлайн-продаж у компании пока нет.

3. «1001 сумка». Развитие сети магазинов «1001 сумка» начиналось в Петербурге. По данным СПАРК, ООО «Абсолют» (оператор интернет-магазина) на 100% принадлежит Максиму Добринских. В 2003 году был открыт первый в России большеформатный магазин кожгалантереи с торговой площадью 400 м2. Сегодня сеть насчитывает 107 точек. Ассортимент магазинов насчитывает около 10 тыс. наименований продукции. У компании работает интернет-магазин и есть возможность купить товар в рассрочку.  

4. «Мr.Сумкин». Московская сеть вышла на рынок в 1993 году и сейчас насчитывает 97 розничных точек, а также интернет-магазин. Компания предлагает покупку товаров в рассрочку. Оператор сети ООО «Фирма Февраль» на 100% принадлежит Юлии Игнатьевой, свидетельствуют данные СПАРК. Выручка компании в 2017 году составила 38,7 млн рублей, чистая прибыль — 5,5 млн рублей.

5. «Пан Чемодан». Компания создана в 2002 году в Москве. Сегодня работает 82 объекта и интернет-магазин.  Ретейлер, так же как и другие игроки, продает свою франшизу в регионы. По данным СПАРК, оператор интернет-магазина ООО «Домус» на 100% принадлежит бизнесмену Артуру Ованесянцу. Ее выручка в 2017 году составила 203 млн рублей, а чистая прибыль — 3,5 млн рублей. Выручка ООО «Майори» (основной вид деятельности —розничная торговля изделиями из кожи и дорожными принадлежностями в специализированных магазинах) в 2017 году составила 317 млн рублей.