1. В офисе и на складах «Красного & Белого» прошли обыски
Сотрудники ФСБ 26 декабря провели обыски в головном офисе компании «Красное & Белое» в Челябинске, а также на складах сети в разных городах России. В операции также приняли участие сотрудники Росалкогольрегулирования и Федеральной налоговой службы. В ходе обысков была изъята документация на товар. Позже представитель «Красного & Белого» сообщил РИА «Новости», что силовики не нашли в компании признаков хранения или реализации контрафактного алкоголя, и заверил, что все магазины сети работают в штатном режиме.

Ранее сообщалось, что силовики подозревают компанию в обороте контрафактной продукции и неуплате налогов. Источник «Ведомостей» в правоохранительных органах рассказал, что следственные действия связаны с уголовным делом о неуплате налогов на сумму почти 2 млрд рублей в отношении ООО «Абсолют», входящего в группу. А источник РБК пояснил, что претензии к ретейлеру возникли из-за того, что его магазины были оформлены на разные юридические лица. Из-за этого ФНС доначислила ООО «Абсолют» налогов почти на 2 млрд рублей. Но компания оспаривает это решение в суде, первое заседание состоится 25 января 2019 года.

На следующий день после обыска «Красное & Белое» объявило скидку на весь ассортимент в размере 10% при использовании промокода в приложении.

В последние 4 года сеть «Красное & Белое» является одной из самых быстрорастущих на российском рынке по темпам увеличения торговой выручки. На сегодняшний день ретейлер входит в топ-10 представителей алкогольной розницы.

2. В России могут ввести запрет на подарочные карты магазинов
Национальная платежная ассоциация (НПА) предложила запретить россиянам дарить друг другу подарочные карты магазинов. О том, что авторы идеи отправили соответствующие обращения в Росфинмониторинг, Федеральную антимонопольную службу и готовят официальное письмо в Центробанк, сообщили «Известия».

В НПА считают, что такие карты уже превратились в платежное средство, и просят приравнять их к банковским картам. По мнению исполнительного директора ассоциации Марии Михайловой, физические и юридические лица могут использовать такие карты для обналичивания средств.

Авторы идеи предлагают два варианта решения проблемы. Первый из них — сделать подарочные карты полноценными банковскими продуктами с соблюдением всех требований по идентификации. В этом случае выпускать карты ретейлеры смогут только совместно с банками, а покупатели не смогут передавать их третьим лицам при сумме карты более 15 тыс. рублей.

Другой вариант — просто запретить покупателям передавать карту другим людям. В этом случае воспользоваться ею сможет только тот, кто вносил предоплату ретейлеру.

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) выступили против этой инициативы и заявили, что любое регулирование оборота карт в первую очередь будет ограничивать потребителя.

3. IKEA и «Яндекс.Драйв» запустили тариф на каршеринг для поездки в магазины
Крупный шведский мебельный ритейлер IKEA и сервис каршеринга «Яндекс.Драйв» запустили тариф для поездки в магазины компании. Тариф действует в Москве и Петербурге и включают пяти- или семичасовую поездку на расстояние до 45 км. В компаниях объяснили, что это оптимальное время и расстояние для поездки из города в гипермаркет IKEA и обратно. Стоимость пятичасовой поездки составляет 1050 рублей, семичасовой — 1250 рублей, сообщил vc.ru.

Для перевозки крупногабаритных товаров можно использовать фургоны «Яндекс.Драйва». За пятичасовую поездку на таком транспортном средстве на расстояние до 50 км придется заплатить 2200 рублей, за семичасовую — 2500 рублей. При этом клиенты «Яндекс.Драйва» при поездках в магазины «IKEA Теплый стан» и «IKEA Химки» могут использовать специальные парковочные зоны, расположенные непосредственно у выходов из магазинов.

4. Новым гендиректором Gloria Jeans назначена бывшая глава Victoria’s Secret Шарен Терни
Новым гендиректором крупного российского одежного ретейлера Gloria Jeans стала бывшая глава Victoria’s Secret Шарен Терни (Sharen Jester Turney).

Она была назначена на пост в конце ноября. Это следует из данных «СПАРК-Интерфакс». Владелец и основатель компании Владимир Мельников подтвердил эту информацию. Ранее он сам занимал должность гендиректора, а теперь стал советником сменившей его Терни. Мельников заявил, что компания долго искала менеджера, который смог бы вывести «Глорию Джинс» на новый уровень. «Надеюсь, что у Шарен это получится. Как генеральный директор, она раз в десять сильнее меня», — сказал он. 

Шарен Терни возглавляла Victoria’s Secret, крупного американского производителя и ретейлера женского белья, в течение 10 лет, а всего она проработала в компании около 16 лет. Под ее руководством Victoria’s Secret сумела почти вдвое увеличить свою выручку — с $4,5 млрд до $8 млрд в год.

Терни покинула Victoria’s Secret в феврале 2016 года, объяснив свой уход желанием заняться семейными делами. В разговоре с журналистом издания «Город N» она рассказала, что впервые Мельников предложил ей стать гендиректором еще в 2017 году, однако согласилась она только недавно. По ее словам, Мельников рассчитывает, что Терни сможет увеличить выручку вдвое в течение следующих 5 лет, выйти на зарубежные рынки и подготовить компанию к IPO.

Срок контракта составляет не менее 3 лет, а эффективность ее работы будет оцениваться по росту выручки, EBITDA и присутствию за пределами России.

Gloria Jeans управляет почти 600 магазинами в России, Грузии, Белоруссии и на Украине. Ранее компания самостоятельно производила свою продукцию, но в последние годы сосредоточилась на розничном бизнесе, начав заказывать производство у сторонних подрядчиков.

5. Дмитрий Михальченко получил почти 5 лет колонии за контрабанду элитного алкоголя

Басманный суд Москвы сегодня вынес приговор известному ресторатору, инвестору, владельцу холдинговой компании «Форум» Дмитрию Михальченко. Он получил 4 года и 7 месяцев колонии за контрабанду виски, вина и граппы, организованную для петербургских ресторанов. По данным следствия, продукция покупалась на элитных аукционах в Евросоюзе, собиралась в порту немецкого Гамбурга и переправлялась в РФ в контейнерах под видом герметика. Бизнесмен отрицает организацию контрабанды, утверждая, что способствовал раскрытию схемы.

Обвинение просило 10 лет колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год и штрафом в 1,5 млн рублей. Но Михальченко смягчили статью и сняли арест с найденных при обыске денег, сообщил ТАСС. Следствие шло почти три года. За это время Михальченко лишился контроля над всеми крупнейшими активами, входившими в АО "ХК "Форум" - они перешли ООО "Бронка Групп".

Вместе с Михальченко по этому делу к пяти годам колонии приговорен его бывший зам в «Форуме» Борис Коревский. А сомелье из Петербурга Алексей Мищенко получил три года условно.

 6. Основатель «Пятерочки» Андрей Рогачёв подал в суд на владельца Gremm Group Михаила Горяинова
Основатель «Пятерочки» и владелец сети «Верный» Андрей Рогачёв подал иск в Высокий суд Лондона на владельца Gremm Group, управляющей Центральным и Усачевским рынками, Михаила Горяинова. По его словам, иск связан с совместным с Горяиновым бизнесом по управлению московскими рынками.

Разбирательство касается Усачевского рынка и здания на Волгоградском проспекте, а также связано с неисполнением Горяиновым акционерного соглашения, уточнил Рогачёв, но детали соглашения он не раскрыл, сославшись на конфиденциальность. В свою очередь, Горяинов рассказал РБК, что обращение Рогачёва в суд — «это очередная попытка не исполнять достигнутые договоренности». При этом он не стал раскрывать детали нарушений со стороны Рогачёва, сказав, что это пока преждевременно комментировать.

В пятницу, 21 декабря, суд постановил запретить ответчику совершать сделки с имуществом стоимостью 9 млн фунтов стерлингов — около 777 млн рублей. При этом не важно, находятся ли активы в Британии или в других странах. В то же время Горяинов может распоряжаться активами, превышающими эту сумму.

Андрей Рогачёв создал торговую сеть «Пятерочка» в 1998 году, а в 2005 году продал ее X5 Retail Group. В 2012 году он основал сеть супермаркетов «Верный». Бизнесмен занимает 131-е место в рейтинге богатейших людей России по версии Forbes с состоянием $800 млн.

 7. «М.Видео» автоматизировало выдачу интернет-заказов в магазинах
Торговая сеть «М.Видео» автоматизировала выдачу интернет-заказов в своих магазинах. Пресс-служба ретейлера сообщила, что новая технология уже работает более чем в 179 магазинах в 16 городах страны. До конца первого квартала 2019 года проект развернут почти на 200 магазинов сети во всех городах-миллионниках.

Для получения интернет-заказа клиенту необходимо указать номер интернет-заказа в терминале, установленном у входа, после чего пройти в зону выдачи товара. В это время сотрудники магазина получают на свои смартфоны уведомление от чат-бота. Первый свободный продавец берет на себя заказ, забирает его со склада вместе с предложенными чат-ботом аксессуарами и приносит в зону выдачи, где на экране отображается его имя и номер заказа.

В компании указали, что новая технология позволяет клиенту проводить в магазине менее 7 минут, а в перспективе весь цикл могут сократить до 5 минут.

«Возможность забрать свой онлайн-заказ в течение часа в ближайшем магазине — одно из преимуществ «М.Видео», — прокомментировал руководитель департамента по клиентскому сервису ретейлера Станислав Горшенин. — Кроме того, клиент может оценить и сравнить разные товары и окончательно определиться с покупкой. Более 70% онлайн-заказов покупатели предпочитают забирать именно таким образом. Наша задача — сделать процесс выдачи максимально быстрым и комфортным».

 8. В России появятся монобрендовые магазины Christian Dior с косметикой и парфюмерией
Источник, знакомый с планами группы компаний LVMH, владеющей Christian Dior, рассказал РБК о том, что производитель предметов роскоши ищет торговые площади под монобрендовые парфюмерно-косметические магазины бренда. Эту информацию подтвердили два собеседника издания на рынке торговой недвижимости. Сообщается, что в 2019 году могут открыться три магазина в Москве и один в Петербурге. Для новых магазинов группа рассматривает помещения до 50 м2 в крупнейших торговых центрах двух столиц.

Директор департамента торговой недвижимости ILM Егор Левченко также подтвердил планы LVMH. «Компания решила сосредоточиться на развитии косметического ретейла, поскольку косметика даже высокого ценового сегмента сейчас в России может быть более востребована, чем люксовая одежда», — сказал он. В головном офисе LVMH и в LMVH Perfumes & Cosmetics Россия на запросы не ответили.

 9. В центре Москвы закрывают магазины «Мосхозторг»
В центре Москвы начали закрываться магазины «Мосхозторг». Об этом РБК сообщили представители трех брокерских компаний в сфере коммерческой недвижимости. По их данным, ретейлер планирует закрыть 10-12 магазинов, преимущественно в центре Москвы. На сайте компании указано, что сеть состоит из 65 торговых точек, а еще три планируются к открытию.

За последние 2 месяца компания закрыла не менее восьми магазинов. В консалтинговой компании JLL рассказали, что «некоторые помещения, которые сейчас занимает «Мосхозторг», собственники вывели на рынок». Совладелец ретейлера Илья Полячков объяснил, что сеть закрывает магазины там, где не удалось договориться о снижении арендной платы.

У сети сменилась стратегия выбора помещений. Ранее компания открывала магазины в дорогих магазинах, ежемесячно платя за каждый из них по 1,5-2 млн рублей. Теперь сосредоточилась на поиске объектов площадью 80-130 м2 в спальных районах с бюджетом не более 400 тыс. рублей в месяц.

10. «Абрау-Дюрсо» и «Крымские морепродукты» откроют сеть ресторанов
Первый ресторан сети «Дюжина: устрицы & вино» начал работать в Москве с 27 декабря. Об этом «Ведомостям» рассказали президент «Абрау-Дюрсо» Павел Титов и гендиректор «Крымских морепродуктов» Максим Катаев. Ресторан предлагает меню из рыбы и морепродуктов, а также вина «Абрау-Дюрсо» и других производителей. Около 70% винной карты состоит из российских напитков, а 30% — из импортных.

 Управлять проектом будет совместное предприятие производителей. Инвестиции в открытие московского ресторана площадью около 200 м2 составили примерно 30 млн рублей. Доли компаний в проекте будут равными.

По словам Титова, идея ресторанов — устрицы и вино практически по цене производителя. Он указал, что средний чек (дюжина устриц и два бокала вина) составит 2 тыс. рублей. При этом стоимость устриц на момент открытия будет начинаться от 99 рублей.

Всего партнеры рассчитывают открыть 15 ресторанов, из которых по четыре появятся в Москве и Петербурге.
«Абрау-Дюрсо» — крупнейший в России производитель игристых вин. В 2017 году продажи компании превысили 33 млн бутылок. А «Крымские продукты» являются крупнейшей в стране аквафермой, выращивающей устрицы и мидии в соленом озере Донузлав в Евпатории. За 9 месяцев 2018 года компания выпустила более полумиллиона устриц и свыше 20 тонн мидий.