Переломным для российской фитнес-индустрии, как, впрочем, и для многих других, стал 2014 год. Он показал рост по сравнению с предыдущим годом в 25,7%, составив, по данным «РБК Исследования рынков», 88,9 млрд рублей. А вот после него последовали годы более скромного, но тем не менее роста: +14% в 2015 году, +8% в 2016-м, +7,5% в 2017 году. «Наш прогноз на 2018 год — рост рынка в реальном выражении на 3,5%, в номинальном — на 7-8%», — говорит Максим Боровиков, руководитель аналитической группы «РБК Исследования рынков». Таким образом, по итогам года можно ожидать, что рынок достигнет объема почти 126,4 млрд рублей.

Дырявый кошелек — не помеха
В целом рынок растет быстрее других потребительских рынков, и снижение реальных доходов ему не особенно помешало, комментирует Максим Боровиков. По последним опросам, из-за ухудшения материального положения от фитнеса готовы отказаться только 3% россиян, занимающихся в фитнес-клубах. «Потенциал достаточно высок, и с улучшением экономической ситуации мы ожидаем возвращения двухзначных темпов прироста рынка», — говорит эксперт. А вот Иван Федяков, президент исследовательской компании INFOLine, особых перспектив для фитнес-индустрии в текущей экономической ситуации не видит: он полагает, что на рынке мало сильных игроков, как и крупных инвестиций. 

О том, как работают фитнес-клубы в торговых центрах читайте здесь.



Тем не менее ситуация в фитнес-индустрии, как выразился Максим Боровиков, интересная. Сегодня, по данным исследователей, в фитнес вовлечено всего 2,6% населения, то есть существует потенциал роста (практически у всех крупных сетей планы по удвоению/утроению бизнеса в ближайшие 4-5 лет). Сети активно осваивают малые города с населением до 300 тыс. человек. Большое количество предложений по франшизе сети ждут инвесторов, однако крупным инвесторам вроде Baring Vostok рынок пока неинтересен из-за его небольшого размера.

Российский рынок фитнес-услуг, (млрд рублей)

В то же время есть указания государства повысить уровень вовлеченности населения в спорт. На этой волне операторы фитнес-клубов активно взаимодействуют с властями, пытаются добиться льгот и статуса системообразующей отрасли для повышения здоровья граждан, правда, пока все в состоянии обсуждения. Президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии, руководитель сети World Gym в России Ольга Киселева согласна, что внимание властей к фитнес-индустрии — очень важная тенденция. «Это влечет за собой внедрение профессиональных стандартов и усиление нормативного регулирования, которые призваны повысить прозрачность и эффективность индустрии и гарантировать безопасность клиентов», — говорит она. Среди ключевых трендов развития рынка Ольга Киселева выделяет рост количества студий, франчайзинговых сетей в отрасли, уменьшение средней цены клубного членства, развитие автоматизации и внедрения новых технологий в клубах, бурный рост региональных рынков. «Для расширения рынка и привлечения новых клиентов фитнес-индустрия рассматривает перспективы коллаборации со смежными отраслями — медициной, туризмом, сферой гостеприимства», — добавляет эксперт. Сегодня самыми продвинутыми городами с точки зрения увлечения населения занятиями в фитнес-клубах считаются Москва, Петербург, а также Екатеринбург, Нижний Новгород, Краснодар.

Топовые сети
По данным «РБК Исследования рынков» на декабрь 2018 года, в топ-3 сетей фитнес-клубов по количеству спортивных объектов (без учета открытых в ближнем зарубежье) представлены Alex Fitness, World Class и X-Fit. Эти компании многие годы занимают лидирующие позиции, однако между ними происходит ротация. Сегодня рейтинг возглавляет сеть X-Fit/Fit-Studio, за ней следуют World Class/World Class Lite/«Физкульт» и Alex Fitness/Olymp. «По количеству точек в прошлом году лидировал Alex Fitness, но мы немного поменяли методику расчетов — стали суммировать «Физкульт» к World Class, и из-за этого сопоставимых цифр нет, — поясняет Максим Боровиков. — Однако если говорить о выручке сетей, то World Class как был однозначным лидером, так и остается и, по всей видимости, останется им и в ближайшие годы». Эксперт уверен в будущем лидерстве сети в том числе и из-за произошедшего в конце этого года обновления состава ее собственников. Так, в ноябре «ВТБ Капитал» (инвестиционное подразделение группы ВТБ), владевший 22,5% Русской фитнес-группы, которая управляет World Class/World Class Lite/«Физкульт», продал свою долю консорциуму Российского фонда прямых инвестиций и Mubadala Investment Company, по некоторым оценкам, почти за 3 млрд рублей.

«РФПИ и арабский фонд, на мой взгляд, могут способствовать ускорению развития сети — у компании очень амбициозные планы по развитию как собственного бизнеса, так и франчайзинговых точек, — говорит Максим Боровиков. — Еще в 2017 году компания говорила о том, что намерена «утроить бизнес в ближайшие 5 лет». Для этого планируется увеличить сеть до 150 собственных точек и 120 франчайзинговых. Я думаю, это достаточно амбициозная цель и корректировок в плане увеличения точно ожидать не стоит».

Движение наблюдается не только в топ-3. Так, если в прошлом году топ-10 покинула сеть «Зебра», закрывшая часть клубов в Москве, то сегодня она не просто вернулась обратно, но и занимает уже 7-е место в рейтинге. А новичок прошлогоднего рейтинга, например, сеть МетроFitness, которая в 2017 году впервые вошла в топ-10 с 37 клубами в различных городах России, сегодня увеличила их число до 41.

По данным исследователей, сегодня большинство клубов работает в сегменте эконом (более трети), сегмент лоу-кост со стоимостью абонемента менее 15 тыс. рублей в год формирует примерно 20% выручки рынка, а наиболее дорогие клубы премиум/люкс (более 80 тыс. рублей в год) — менее 10%. Остальную часть составляют заведения в сегментах комфорт и бизнес.


Топ-10 сетей фитнес-клубов по количеству объектов

Десятка сетей фитнес-клубов по количеству объектов, работающих в России (без учета открытых в ближнем зарубежье)


1. X-Fit/Fit-Studio — 76 клубов
Основатель сети Игорь Лукашов в 1989 году открыл первый в России частный теннисный клуб, а в 1996–ом — клуб X-Fit. По данным СПАРК, конечный бенефициар сети — кипрский офшор INTRAWARE INVESTMENTS PUBLIC LTD. В компании сумму выручки не называют.

2. World Class / World Class Lite / «Физкульт» — 74 клуба
Компания принадлежит Русской фитнес-группе (РФГ), в которой 32,6% принадлежат Ольге Слуцкер, 24,9% — Goldman Sachs, 20% — Максиму Игнатьеву. Еще 22,5% до ноября 2018 года владел «ВТБ Капитал» (инвестиционное подразделение группы ВТБ), а теперь — консорциум Российского фонда прямых инвестиций и Mubadala Investment Company. Сделка состоялась в конце ноября, эксперты оценивают ее в 3 млрд рублей. Годовой оборот группы, по оценке самой компании, в 2018 году предварительно оценивается в 9 млрд рублей. 

3. Alex Fitness / Olymp (Afitness) — 73 клуба
Холдинг «Алекс Фитнес» развивает сети фитнес-клубов демократичного уровня ALEX FITNESS и ALEXGYM, а также сеть спортивных клубов премиального сегмента OLYMP. Холдинг ведет свою историю с ноября 2005 года, когда в Петербурге был открыт первый клуб OLYMP. По данным СПАРК, выручка компании в 2017 году составила 2,7 млрд рублей. В 2017 году на ПМЭФ компания подписала с администрацией Петербурга соглашение о намерениях создать в городе сеть доступных социальных оздоровительных комплексов, где смогут тренироваться дети, инвалиды, пенсионеры. По данным СМИ, компания заявляла о планах построить до 2024 года 25 таких объектов. Инвестиции в создание спортивной инфраструктуры оценивались в 13,1 млрд рублей (по данным СМИ, из них 1,7 млрд рублей — собственные средства, остальные — банковские кредиты).

4. Fitness House — 51 клуб
Первый клуб сети Fitness House открылся в Петербурге в 2007 году. Владеет компанией Алексей Фурсов. Помимо бизнеса в фитнес-индустрии он развивает также ресторанную группу «Евразия Холдинг». Среди основанных им проектов — сеть авторских монобрендовых ювелирных бутиков Carlos Albert, кинокомпания Frame Fabrique, многопрофильный медицинский центр «Наша клиника». По оценке Алексея Фурсова, оборот сети составляет примерно 3 млрд рублей в год.

5. «МетроFitness» — 41 клуб
Сеть, основанная в 2016 году, берет свое начало в Екатеринбурге. Сегодня она представлена в Уфе, Челябинске, Перми, Кургане, Тюмени, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Доне, Нижнем Тагиле, Казани, Омске, Новосибирске, Самаре, Петербурге. По данным СПАРК, выручка только екатеринбургской компании в 2017 году составила 87,8 млн рублей.

6. С.С.С.Р. — 33 клуба
Название сети фитнес-клубов — аббревиатура Сеть Спортивных Сооружений России. Первые клубы появились в начале 1990-х годов. Бизнес-информация о компании в открытых источниках практически отсутствует. По данным СПАРК, сетью управляет ООО «СССР», которое принадлежит Андрею Копылову (80%) и Сергею Савинову (20%), возглавляющему компанию.

7. «Зебра» — 24 клуба
ООО «Зебра Групп», управляющее сетью, принадлежит, по данным СПАРК, равными долями самой компании и Сергею Рощупкину. В феврале этого года Рощупкин был признан банкротом. В 2017 году он также был приговорен к 2 годам ограничения свободы в связи с гибелью 9-летнего мальчика на тренировке в одном из фитнес-клубов сети.

8. OrangeFitness / CityFitness — 18 клубов
Сети спортивных клубов «ОранжФитнес» и «СитиФитнес» существуют на рынке с 2001 года. Развитием сетей управляет УК Strata, которая, судя по данным СПАРК, принадлежит кипрской Strata Fitness Investments Ltd.

9. Fitness Holding — 18 клубов
ООО «Фитнес холдинг», которое развивает клубы Mendeleef fitness, Zorge fitness, Korolef fitness и «Барбара», принадлежит Александру Половиткину, Наталье и Владимиру Рубцовым. Доходы компании в 2017 году могли составить, по оценке СПАРК, основанной на сумме уплаченных налогов, 147 млн рублей. 

В 2017 году Александр Половиткин участвовал в реалити-шоу «Секретный миллионер» телеканала «Пятница». По условиям проекта, Половиткину нужно было играть роль бездомного, не имеющего ни копейки, и пытаться выжить. Съемки проходили в Ульяновске.

10. SportLife — 15 клубов
Сетью SportLife управляет одноименное ООО «Спортлайф». Оно принадлежит основателю компании Борису Васильеву (39%), Вадиму Расковалову (11%) и ООО «КИВ» (50%), владельцами которого, в свою очередь, выступают Борис Васильев и Антон Крылов. В 2017 году выручка компании составила почти 500 млн рублей, по оценке СПАРК. Компания основана в 2001 году в Петербурге.

«У фитнеса в России колоссальный потенциал для роста — как в направлении увеличения процента проникновения, так и в плане совершенствования услуг. Приобщать людей к здоровому образу жизни и формировать культуру фитнеса — именно в этом мы видим свою миссию. Основываясь на ней, мы следуем стратегии поступательного развития — активно открываем новые клубы, обучаем тренерский состав, предоставляем клиентам услуги высочайшего качества. Только в этом году сеть пополнили семь собственных клубов и несколько франчайзинговых; в следующем мы планируем расширяться, а также хотим сосредоточиться на совершенствовании фитнес-продукта: гостей клубов X-Fit ждут интересные фитнес-программы, включая авторские разработки экспертов X-Fit и трендовые новинки мировой фитнес-индустрии».



«Этот год был очень интересным, увлекательным и результативным. В 2018 году прирост собственных клубов сети составил 31% по сравнению с 2014 годом, и сегодня их у нас 42, открытых по франчайзингу — 46 (рост 64%). Мы работаем в шести государствах: Россия, Казахстан, Монако, Киргизия, Грузия, Турция, теперь на очереди целый ряд стран СНГ и Европы. Отдельно хочу отметить увеличивающееся количество членов клуба и высокую оценку сервиса нашей компании. Сегодня в наших клубах занимается около 230 тыс. клиентов. При этом 85% посещают клуб минимум 1 раз в месяц. В следующем году постараемся темпы роста лишь ускорить. Своей команде я ставлю цель — открыть клуб в каждом крупном городе России и СНГ. Только в Москве мы планируем открыть 10 новых клубов в 2019-2020 годах»