Последние несколько лет розничный рынок одежды переживает тяжелые времена: постоянные скидки для обедневших потребителей сводят на нет эффективность бизнеса. Новые точки даже из первой десятки игроков открывают далеко не все. Другое дело маркетплейсы. Лидером по числу открытий стал Wildberries, за год увеличивший свою сеть пунктов выдачи заказов с 870 до 2,8 тыс. точек. Некоторые офлайновые сети, работающие с этим маркетплейсом, признают, что через него продается больше, чем через собственные интернет-магазины.


Материал о том, как возвраты товаров убивают онлайн-бизнес.


Сколько пунктов выдачи заказов открыли в России ведущие онлайн-ретейлеры, можно почитать здесь




Опираясь на данные исследования «INFOLine Retail Russia TOP-100. Итоги 2018 года. Тенденции 2019 года. Прогноз до 2021 года», MarketMedia представляет рейтинг топ-10 российских fashion-сетей. В рейтинг, кроме одежных и обувных сетей, вошли так же и спортивные. Это объясняется тем, что в ассортименте спортивных сетей очень много одежды, которая не связана со спортом и основные продажи приходятся именно на нее, а не на спортивный инвентарь. Сегодня многие россияне носят спортивную одежду в повседневной жизни на работе и отдыхе, и спортивные сети, подстраиваясь под запросы потребителей, выпускают целые линии одежды в стиле casual.





Топ-10 fashion-сетей по выручке
1. ГК «Спортмастер». Российское подразделение группы компаний получило в 2018 году выручку в размере 100,8 млрд рублей без учета НДС (96,3 млрд рублей в 2017 году). В прошлом году ретейлер открыл в России 48 магазинов под брендом «Спортмастер» (в группу входят еще сеть O'STIN и FunDay). С 2012 года операционная компания ГК «Спортмастер» — SPORTMASTER OPERATIONS PTE. LTD, принадлежащая выходцу с Украины Николаю Фартушняку (гражданин Мальты и налоговый резидент Швейцарии, по данным украинского СМИ), зарегистрирована в Сингапуре. Ей же принадлежит и бренд «Спортмастер».  

2. Wildberries. В рейтинг попал маркетплейс, так как компания активно наращивает физическое присутствие за счет стремительного открытия пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Чаще всего это точки в среднем площадью 100 м2, где можно померить заказанный товар. В 2018 году было открыто 1,9 тыс. ПВЗ. Выручка компании составила 94,2 млрд рублей без НДС.

3. ZARA. Сеть входит в испанскую группу Inditex, которая управляет также сетями Massimo Dutti, Pull and Bear, Oysho, Zara Home, Uterqüe, Stradivarius, Lefties и Bershka. В прошлом году ZARA не открывала новых магазинов в России, а два даже закрыла. На 1 января 2019 года в России под вывеской ZARA работало 547 торговых объектов. Выручка сети в 2018 году выросла по сравнению с 2017 годом с 73 млрд до 78 млрд рублей.

4. ЦУМ. Легендарная компания ОАО «ТД ЦУМ» сегодня объединяет пять универмагов в России. Компания принадлежит группе Mercury, которой в равных долях владеют Леонид Фридлянд и Леонид Струнин. В Москве ЦУМ занимает 70 тыс. м2, на торговых площадях представлено более 2 тыс. брендов, среди них Prada, Louis Vuitton, Gucci, Dolce & Gabbana и др. Онлайн-магазин ЦУМ запустил в 2011 году, а в 2016-м пересмотрел в целом свою ценовую политику, приравняв свои цены к европейским. В 2018 году выручка компании выросла с 40 млрд до 48 млрд рублей.

5. Gloria Jeans & Gee Jay. Компания основана в 1988 году Владимиром Мельниковым. Сегодня ГК «Глория Джинс» — это вертикально-интегрированный ретейлер. Бизнес-модель компании основана на реализации концепции fast fashion. У ретейлера производственные центры находятся в России, на Украине, в Гонконге, Китае, Вьетнаме, Бангладеш и Индии, центры дизайна и мерчандайзинга — в России, Сан-Паулу, Шанхае, Стамбуле и Гонконге.

За год компания открыла 41 магазин. На начало 2019 года сеть насчитывала 584 торговых объекта (в крупных городах магазины открываются на площади от 1,5 тыс. м2, в небольших — от 1 тыс. м2). Под занавес 2018 года стало известно, что АО «Глория Джинс» и АО «Корпорация «Глория Джинс» возглавила бывшая глава сети магазинов нижнего белья Victoria's Secret Шарен Терни. Ранее должности гендиректора в обеих компаниях занимал основатель и владелец «Глории Джинс» Владимир Мельников.

6. H&M. Шведский ретейлер закрыл в России в 2018 году восемь магазинов, на начало 2019 года сеть насчитывала 139 объектов. Больше года назад компания заявила, что собирается закрыть часть офлайновых магазинов и сосредоточиться на развитии онлайн-бизнеса, а также усилить работу с Alibaba. В 2018 году H&M открыла официальный магазин на площадке Tmall.

В прошлом году ретейлер объявил о закрытии одного из своих брендов одежды Cheap Monday из-за негативных финансовых показателей. У бренда есть только один магазин — в Лондоне, но при этом Cheap Monday доставляет одежду оптом в 17 европейских стран. В России этот бренд все еще можно купить на онлайн-площадке Lamoda. Выручка российского подразделения H&M по итогам 2018 года выросла по сравнению с 2017 годом с 33 млрд до 41,4 млрд рублей.

7. Kari. Компания создана Игорем Яковлевым, бывшим совладельцем сети бытовой техники и электроники «Эльдорадо». Обувной ретейлер в 2018 году открыл 202 магазина, за первое полугодие 2019 года — уже 244 магазина. Выручка сети выросла с 37 млрд до 40 млрд рублей.

8. O'STIN, FunDay. Эти два бренда входят в ГК «Спортмастер». В прошлом году открылось всего два магазина под этими брендами. На 1 января 2019 года работало 697 розничных точек. Выручка сетей выросла в 2018 году с 36,8 млрд до 37,5 млрд рублей.

9. Adidas, Reebok. Спортивные ретейлеры в 2018 году закрыли в России 349 объектов, о чем, собственно, и предупреждали заранее. Выручка компании в 2018 году приросла за год всего на 0,5 млрд рублей и составила 33,5 млрд рублей.

10. Reserved, Cropp, House, Mohito, Sinsay, Tallinder. Все эти бренды входят в польскую компанию LPP. Флагманским брендом является Reserved. За год в России польский ретейлер открыл девять магазинов. Выручка компании выросла с 19,6 млрд до 24,4 млрд рублей.


Я бы отметил три основных тренда, которые происходят на российском fashion-рынке. Во-первых, это повсеместное развитие онлайна-торговли. Wildberries всему рынку показал, что одеждой можно торговать дистанционно и продавать много. Компания создала прецедент, продемонстрировав высокие темпы продаж на фоне стагнации рынка в целом (оборот Wildberries в 2018 году вырос на 72% и достиг 118,7 млрд рублей с учетом НДС. — Ред.). Сегодня на нее многие ориентируются и пытаются догнать.

Еще 5 лет назад было сложно представить, что такой объем одежды, обуви и аксессуаров будет продаваться через Интернет. Сегодня с Wildberries работают многие офлайновые сети и крупные и мелкие производители и дистрибьюторы, всего около 10 тыс. поставщиков. Динамичный рост числа партнеров подтверждает, что они довольны результатами сотрудничества.

Второй ключевой момент — бережливое потребление. В fashion такое поведение потребителей проявляется наиболее ярко. Люди покупают исключительно рационально. Несмотря на то что у некоторых слоев населения есть возможность купить новую куртку или обувь по обычной цене, они все равно ждут распродаж. Без скидок продажи не просто падают, а порой катастрофически снижаются. Некоторые сети проводят распродажи в режиме нон-стоп. И это влияет на экономику процессов.

Третий момент — продолжающийся рост трансграничной торговли в сфере одежды. Растет число покупок российскими покупателями на зарубежных площадках. Те, кто не покупает на Wildberries, покупают на Aliexpress. На зарубежных сайтах цены настолько низкие, что российским площадкам просто невозможно с ними конкурировать. Например, у Aliexpress сегодня в России более 20 млн пользователей. Стоимость одного и того же товара у этого маркетплейса зависит от страны поставки (правда, не по всем позициям есть такая возможность) и различается до 30% и более. Зарубежные интернет-магазины, отправляя посылки из-за рубежа, не платят ни 20% НДС, ни акцизы (если сумма покупки одного физлица менее 500 евро в месяц, а для одежды средний чек значительно ниже этой суммы). Европейские и другие развитые страны защищают свой рынок значительно жестче, а в России очень либеральный рынок.


Материал о том, на какую сумму было продано одежды и обуви в интернете в России в 2018 году, можно почитать здесь