На формат ТЦ будущего повлияют четыре основных тренда.
Первый – «меньше вещей – больше впечатлений»... Постепенно общество потребителей будет переходить на новые рельсы: будет меньше потреблять и больше тратить время. Некоторым аналогом этой философии (только в негативном смысле) была советская торговля или талонная система, где потребление было доведено до минимума из-за решения определенных государственных задач, а время люди убивали в очередях, где знакомились, общались, узнавали новости. В ТЦ будущего убивать время будут иначе – за развлечениями.

Второй тренд – «бесчеловечное обслуживание». Участие торгового персонала в процессе покупки будет снижено почти до нуля. В результате освободятся площади, которые сегодня занимают кассовые узлы, зоны досмотра и охраны, зато увеличится число (и наверняка изменится вид) торговых автоматов. С точки зрения проектирования это означает в первую очередь изменение дизайна внутри торгового комплекса, появление новых инженерных систем по раскладке товара, оплаты, контроля.

Приехал в комплекс на такси-автопилоте, авторизовался, выбрал развлечение, выбрал еду, выбрал вещь, подтвердил оплату выбора.


Третий тренд – «доставка покупателей в ТЦ на автопилоте». Поведение покупателя будет примерно таким: приехал в комплекс на такси-автопилоте, авторизовался, выбрал развлечение, выбрал еду, выбрал вещь, подтвердил оплату выбора. Это изменит и архитектуру ТЦ. Паркинги, скорее всего, отомрут за ненадобностью.

Четвертый тренд – энергоэффективность. В Европе и мире уже уделяют этой теме большое внимание. Там строят ТЦ, которые производят, распределяют, хранят и передают энергию. Есть специальные проектные решения инженерных систем для таких объектов, есть солнечные батареи и другие фишки. Россия – энергоизбыточнкая страна. Поэтому пока у нас нет стимула строить такие комплексы. Но это точно будет в горизонте 30-50 лет.

Торговый комплекс будущего должен быть не только чистым и приятным для посетителей, но также комфортным во всех смыслах. У всех, кто в нем находится, должно возникать ощущение, что им там лучше, чем дома. На развитие формата очень влияет, во-первых, то, сколько времени посетители готовы тратить на путь до торгового центра. Поэтому придется находить баланс между временем, которое посетитель готов тратить на дорогу, и размером комплекса. Во-вторых, на формат влияет развитие интернет-торговли. Разумный баланс между онлайн-продажами и реализацией товаров непосредственно в ТЦ тоже придется искать.

В перспективе 5-10 лет будут увеличиваться масштабы проектов ТК, их архитектура станет интересней. Но главным трендом останется многофункциональность комплексов. Люди хотят (и со временем это желание не пропадет, а только усилится) приходить в торговые центры за впечатлениями. Поэтому много места в ТК будущего будет отведено зонам для семейного отдыха и развлечений. Причем проводить свой досуг там можно будет круглосуточно – кинотеатры, аквапарки, фитнес-залы, развлекательные площадки, рестораны и фуд-корты, салоны красоты, спа-салоны и многое другое – все это будет к услугам людей 24 часа в сутки. 

    Торговый комплекс будущего – это цифровые инновации. Их внедрение – всего лишь вопрос времени.


Кроме того, подобно смартфонам, ТК будут стремиться вместить в себя все больше полезных для потребителя опций. Через несколько лет посетитель в торговых комплексах сможет найти любые товары и услуги: начиная от продуктов питания и заканчивая приобретением путевок, автомобилей и даже недвижимости. ТК превратится в некое smart-пространство, где уже не совсем ясно, что приоритетнее: магазины или развлекательные площадки. 


И да, торговый комплекс будущего – это цифровые инновации. Их внедрение – всего лишь вопрос времени. Уже сегодня на фуд-кортах можно увидеть электронные очереди, а в продуктовых и строительных магазинах – кассы самообслуживания. Облегчить процесс шопинга смогут и цифровые примерочные. Представьте, что посетителям нужно надеть лишь одну вещь для верного определения размера, а затем просто выбрать желаемую расцветку. Словом, торговый центр будущего – это совокупность шопинга, развлечений и медиа.

Если описать ТЦ будущего в пяти определениях, то он должен быть комфортным, безопасным, удобным, заботливым и ежедневным. Ключевые изменения коснутся трех вещей: форматов и концепций арендаторов, услуг и каналов коммуникации с покупателями, а также новых трендов в архитектуре и дизайне. Задавать тон концепциям ТЦ и менять «картину мира» их собственников будут ретейлеры, которые постоянно оптимизируют и подстраивают свой бизнес под меняющийся покупательский спрос. Существенно изменится подход к общению с покупателями. Борьба за лояльность клиента уже началась во многих регионах, где количество качественных торговых площадей на человека больше, чем на развитых европейских рынках. 

Ключевые изменения коснутся трех вещей: форматов и концепций арендаторов, услуг и каналов коммуникации с покупателями, а также новых трендов в архитектуре и дизайне.


На сегодняшний день чаще всего в этой борьбе активно участвуют две стороны: ретейлеры-арендаторы и маркетинговые службы управляющих компаний торговых центров. А в будущем каналы коммуникации станут совершеннее благодаря внедрению новых программ лояльности и всевозможных дополнительных услуг для людей. Прогнозировать изменения в архитектуре и дизайне сложнее, так как здесь велико влияние «внешних» факторов. Но предполагаю, что эти изменения будут направлены в первую очередь на создание комфортной и безопасной среды для посетителей и определенного wow-эффекта.



Функциональный шопинг, когда покупатель приходит в торговый центр и приобретает конкретный продукт, уходит в прошлое. Потребности изменились, поэтому люди стали иначе проводить время в торговых центрах. Сегодня торговые центры превращаются в социально-культурные пространства, где шопинг идет рука об руку с развлечениями, гастрономическими экспериментами и культурными мероприятиями.

Предвосхищать ожидания гостей и постоянно удивлять их – залог успешного долгосрочного развития нашего бизнеса.


Мы преобразуем «МЕГИ» в такие пространства для встреч. Сегодня мы конкурируем за время посетителя не столько с торговыми центрами, сколько с парками, образовательными и спортивными центрами и другими местами для общения, отдыха и развлечений. Наша задача – предвосхищать ожидания гостей и постоянно удивлять их – залог успешного долгосрочного развития нашего бизнеса.

Поэтому обновленная «МЕГА» – пространство, которое позволит совершенно разным людям реализовывать свои потребности: прийти за покупками, пообедать, провести время с семьей и друзьями, приобрести новые знания и получить впечатления, завести новые знакомства.

С каждым годом растет вовлеченность покупателей в интернет-торговлю. В таких условиях собственники торговых площадей вынуждены выводить на передний план те функции объектов, которые выгодно отличают их от виртуальных торговых ресурсов. Формат крупных удаленных от основных городских маршрутов ТЦ, подразумевающих специальный запланированный визит, не рассчитанных на спонтанную покупку, становится архаичным. В этой ситуации можно привлечь покупателей тем, что нельзя купить в Интернете, – возможностью социализации, живого общения, физической активности. 

В будущем мы увидим эволюцию форматов ТРК и ТРЦ – буква «Р» (развлекательный) в этих аббревиатурах станет главной.


В первую очередь речь идет о понятной рынку развлекательной функции, но также об образовательной функции, творческих кластерах, перенесенных на территорию торговых комплексов, зонах для спорта и активного отдыха (роллердромы, батуты и прочее). Мы видим уже сегодня, как все это стремительно развивается, особенно в сегменте детского досуга. Можно представить, что в будущем мы увидим эволюцию форматов ТРК и ТРЦ – буква «Р» (развлекательный) в этих аббревиатурах станет главной.