Сергей Энверович, какова главная задача архитектора, который сегодня проектирует торговые комплексы?
— Думаю, главная задача — градостроительная. Такие здания необходимо максимально тактично вписывать в ткань города, ведь торговый центр — это по определению очень внушительный комплекс с неизбежно протяженными фасадами. Причем, как правило, магазины в нем ориентированы именно внутрь молла, а не наружу, как это происходит на исторически сложившихся торговых улицах. Решать эту проблему можно за счет дробления фасада на более мелкие части. Так, на мой взгляд, торговый центр можно вписать в контекст улиц.

Если не ошибаюсь, именно по такому принципу вы спроектировали Mаll of Berlin?
— Да. Когда идешь мимо него, даже не сразу осознаешь, что за чередой разных фасадов скрывается единый огромный торговый комплекс. А над ним — многочисленные жилые дома, фасады которых и являются разными. Несмотря на свой грандиозный размер, здание не вызывает раздражения, не отторгает людей, а, напротив, приглашает зайти внутрь.

Сергей Чобан, Российский и немецкий архитектор. Руководитель архитектурных бюро SPEECH (Москва) и Tchoban Voss Architekten (Берлин). Член Союза архитекторов России и Союза художников России, академик Московского отделения Международной академии архитектуры и почетный академик Российской академии художеств, Союза немецких архитекторов (BDA).

Сергей Чобан, Российский и немецкий архитектор. Руководитель архитектурных бюро SPEECH (Москва) и Tchoban Voss Architekten (Берлин). Член Союза архитекторов России и Союза художников России, академик Московского отделения Международной академии архитектуры и почетный академик Российской академии художеств, Союза немецких архитекторов (BDA).


А разве моллы не должны «кричать», привлекая к себе внимание?
— Меня много критиковали за то, что я не трактовал Mall of Berlin как большую яркую форму. Но я уверен, что горожане поняли и оценили мое решение. На мой взгляд, удалось сделать больше — восстановить пространство двух центральных улиц города, их масштаб, создать застройку, не диссонирующую с историческими зданиями Берлина, а вступающую с ними в интересный, достойный диалог эпох.

Первые этажи ТК выполняли функцию социального контроля. Только большое количество витрин и сквозные проходы-пассажи способны создать ощущение безопасности и комфорта.


А как правильно организовать пространство торгового комплекса внутри, чтобы он был комфортным для посетителей?
— На мой взгляд, для этого нужно, чтобы частью своих площадей он был обращен к улице, а первые этажи выполняли функцию социального контроля. Только большое количество витрин и сквозные проходы-пассажи способны создать ощущение безопасности и комфорта.

Молл. Берлин
Молл. Берлин


Сами в Mаll of Berlin часто бываете?
— Я, признаться, вообще редко бываю в торговых комплексах и редко что-то покупаю. Но недавно показывал этот комплекс своим российским друзьям. Ходил по нему не как покупатель, а как архитектор.

Есть ли сейчас какие-то модные тренды в архитектуре торговых центров?
— На пике актуальности сейчас тема дополнения торговли другими функциями общественного центра. Не секрет, что традиционную торговлю активно вытесняет электронная, ведь сегодня через Интернет можно купить все что угодно. Поэтому привлечь людей в торговые центры сегодня можно лишь какими-то дополнительными предложениями и функциями. В частности, развлечениями, которые превращают моллы в центры выходного дня и семейного отдыха.

Везде вижу стремление девелоперов создавать в качестве торговых комплексов исполинские и не уютные для человека «неопознанные летающие объекты». 


Российский рынок торговых комплексов сильно отличается от европейского?
— Честно говоря, большой разницы я не вижу. Зато везде вижу стремление девелоперов создавать в качестве торговых комплексов исполинские и не уютные для человека «неопознанные летающие объекты». Первое время их фасады могут вызывать интерес и даже восхищение, но потом даже самые модные из них приедаются.

Вам не нравится такая архитектура?
— Дело не в том, нравится она мне или нет. А в том, что здание — это не платье, которое выбирают в соответствии с сиюминутной модой и выбрасывают после того, как мода проходит. Кстати, наши предки так не поступали: они берегли одежду и перешивали по мере необходимости. Современный же мир стал более одноразовым, и наша самая большая проблема сегодня — как переработать все то, что нам больше не нужно.
Но в случае с архитектурой этот подход, на мой взгляд, не может и не должен работать — процесс возведения любого здания связан со слишком большими затратами для того, чтобы брать и просто заменять сооружение, вышедшее из моды через короткое время. Именно поэтому так важна долговечность архитектуры, ее способность достойно стареть. Увы, но сегодня модные фасады обычно очень быстро теряют свой первоначальный лоск, а для их поддержания в товарном виде требуется слишком много средств.

Молл. Берлин
Молл. Берлин


Можно как-то избежать таких ошибок?
— Их необходимо избегать! Ведь торговые комплексы — это коммерческие объекты. И никто не ожидает, что на их сохранение, последующую санацию и реставрацию будут требоваться постоянные вложения. Ведь это не ратуша, не музей и не филармонический зал на балансе у муниципалитета. Иными словами, торговые комплексы должны быть в первую очередь долговечными и практичными. А футуристическая форма хороша для здания с представительскими функциями — например, для административного комплекса «Невской ратуши», где купол именно такой «космической» формы стал знаковым завершением и визитной карточкой всего комплекса. Во всех остальных случаях это неоправданно затратный путь.
Посмотрите вокруг — вот дома, которые стоят по 100 и 200 лет, и ничего с ними не происходит. Их даже восстанавливают в том же виде, что и раньше, понимая ценность их облика, их масштабности, приближенной к человеку. А отступления от нее приводят к быстрому старению зданий. И их собственникам не остается ничего иного, как убрать арендаторов, снять фасады почти до бетона и создать на этом скелете практически новый торговый центр.

Процесс возведения любого здания связан со слишком большими затратами для того, чтобы брать и просто заменять сооружение, вышедшее из моды через короткое время. Именно поэтому так важна долговечность архитектуры, ее способность достойно стареть


А вам такие проекты интересны?
— Если мне поручают такой проект, я делаю его с полной отдачей, уделяя большое внимание в первую очередь проблеме масштаба и долговечности здания.

В чем заключаются основные проблемы в реконцепции ТК?
— В их существующей структуре: высоте потолков, несущих конструкциях. Если ты не создаешь их с нуля, а берешь за основу какую-то данность, то эту данность нужно уметь приспособить под новую функцию.

Может, проще снести устаревший торговый центр и построить на его месте что-то новое?
— Это вопрос не ко мне, а к экономистам и заказчикам. Они решают, как быть в каждом конкретном случае.

Есть какие-то национальные особенности проектирования торговых комплексов?
— Разумеется. Но они связаны в основном с климатом, а не с национальными традициями. Как, например, возникли пассажи в Гамбурге? Там очень холодно, ветрено и дождливо — и как ответ на необходимость укрыться от непогоды появились всесезонные пассажи. А в азиатских странах традиционная система переходов между торговыми этажами в зданиях, наоборот, возникла из-за жары и необходимости укрываться от нее. А в странах, где много солнца, часто появляются аркады.
В северных же странах, где аркады не нужны, за выступающими пилонами нередко бывает трудно разглядеть витрину, поэтому собственники торговых объектов всегда просят делать эти элементы как можно более плоскими. Конечно, в проектировании фасадов нередко используются национальные орнаменты, а сама их поверхность обрабатывается характерным именно для данной страны способом. Но вряд ли все эти решения связаны с функцией торговли.

Я, признаться, вообще редко бываю в торговых комплексах и редко что-то покупаю.


Можно ли архитектурными приемами повысить конкурентоспособность торгового комплекса?
— Безусловно. Верное распределение площадей, в частности, ширина торгового фронта, глубина молла, колонны в зале — все это имеет значение для эффективности. Если молл слишком узкий, людям там тесно. Если слишком широкий, люди не могут сориентироваться в магазинах по обе его стороны и охватывают своим вниманием лишь одну из них. Важен даже характер освещения: свет должен быть приглушенным, чтобы посетители могли сосредоточиться на витринах магазинов, а блики и отсветы не мешали разглядеть товар.

Вам нравятся торговые комплексы, которые сейчас строят в России?
— Как я уже говорил, сам я не слишком частый посетитель торговых центров. Поэтому, наверное, не смогу вспомнить, что бы меня в последнее время поразило. Хороший пример — ТРК «Галерея» в Петербурге. Мне нравятся там и фасады, и внутренние планировочные решения. В свое время я тоже делал концепцию для участка, где появилась «Галерея», и знаю, насколько он сложный. Получившийся комплекс мне нравится.

Вас часто приглашают в проекты такого рода?
— Не сказал бы, что часто. Какое-то время назад мы выиграли тендер на переделку фасадов в торговом комплексе одного из транспортно-пересадочных узлов Москвы. Работу выполнил мой гамбургский партнер. Но дальше концепции дело не пошло, так как у объекта сменился собственник.

Как вам кажется, что ждет формат торговых комплексов впереди? Может он вообще исчезнуть?
— Не думаю, что он может исчезнуть. Но он совершенно точно будет трансформироваться в сторону многофункциональности. Торговлю все больше будут разбавлять другими функциями: офисами, гостиницами, а также включать в состав транспортных узлов. И именно такого рода торговые комплексы, на мой взгляд, будут иметь хорошие шансы на развитие.

Справка:

Сергей Энверович Чобан Российский и немецкий архитектор. Руководитель архитектурных бюро SPEECH (Москва) и Tchoban Voss Architekten (Берлин). Член Союза архитекторов России и Союза художников России, академик Московского отделения Международной академии архитектуры и почетный академик Российской академии художеств, Союза немецких архитекторов (BDA). Автор более 40 построек в различных городах России, Германии, Италии, многие из которых отмечены престижными международными наградами. С 2011 года – член градостроительного совета фонда «Сколково». С 2013 года – член Архитектурного Совета при Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы.



Архитектурное бюро SPEECH

Одно из крупнейших и наиболее успешных архитектурных бюро в России. Основано в 2006 году. Специализируется на проектировании зданий и комплексов разного функционального назначения, разработке градостроительных концепций, а также создании интерьерных решений. Проекты реализованы во многих городах России, а также за рубежом (Берлин, Милан, Венеция, Минск и др.). Среди реализованных проектов - МФК «Аквамарин» на Озерковской набережной и «Лотос» на Одесской улице в Москве, Дворец водных видов спорта в Казани,  главный медиацентр Олимпийских игр в Сочи, Павильон России на Всемирной выставке «ЭКСПО-2015» в Милане, конгрессно-выставочный центр «Экспофорум» и квартал «Невская ратуша» в Петербурге (совместно с «Евгений Герасимов и партнеры»), реконструкция БСА «Лужники».