Ежегодную потребность ретейла во временном персонале в абсолютных цифрах оценить непросто. «Статистики такой нигде нет, – говорит Мария Маргулис, генеральный директор агентства «1000 кадров». – Всё зависит от сети и магазина. Есть сети, где все, кто работает в зале с покупателями – кассиры, продавцы, – штатные работники, а временные сотрудники привлекаются на работы по разгрузке товаров, снятию упаковки, уборке помещений. Есть магазины и сети, в которых сторонние сотрудники и на кассе, и за прилавком. То есть пропорция сторонних сотрудников и своих может варьироваться от 20% на 80% до 70% на 30%». Как правило, речь идет о линейном персонале: нанимаемым работникам для выполнения трудовых функций особые знания не нужны, чтобы их освоить, достаточно непродолжительной стажировки или испытательного срока. Обычно это кассиры, грузчики, продавцы, мерчандайзеры. Зарплаты здесь небольшие (см. таблицу), в некоторых городах они даже ниже средних в регионах, если сравнивать с данными Росстата.
  
Экономвариант
По оценке Kelly Services, за последний год потребность во временном персонале в российском ретейле увеличилась примерно на 20%. Если брать большие города в период повышения клиентского трафика, то речь может идти и о 30%, уточняет Анна Кальдина, руководитель группы по подбору персонала направления Retail компании Kelly Services.
 

Зарплаты временного персонала, рублей в месяц


В растущем спросе несколько причин. В первую очередь сказывается активное развитие федеральных сетей. О своих планах по расширению заявили X5, «Магнит», «Дикси», аптечная сеть «Ригла», Leroy Merlin, «Эльдорадо», сеть супермаркетов детских товаров «Дочки-сыночки» и др. В то же время регионы теряют местных сетевых ретейлеров, по некоторым оценкам, с начала 2018 года их ряды покинули около 20 игроков, владевших 500 магазинами.
  
Еще одна причина – сложная экономическая ситуация. Как известно, платежеспособность населения упала, доходы магазинов снизились, притом что затраты, в первую очередь на персонал, меньше не становятся. По некоторым оценкам, работник, претендующий на зарплату 30 тыс. рублей, обходится компании, находящейся на общей системе налогообложения, почти в 50 тыс. рублей, а для тех, кто работает по упрощенной системе, – от 40 тыс. до 45 тыс рублей. И это не считая расходов на обязательные медосмотры, спецодежду, питание и пр. В желании сэкономить на всем этом ретейлеры сокращают штат и, пользуясь так называемой арендой персонала, аутстаффингом (от англ. out — «вне» и staff — «персонал»), привлекают на те же должности людей, готовых работать временно. Услугу аутстаффинга предлагают агентства занятости. То есть работники оформлены именно в агентстве занятости, и это агентство занимается вопросами поиска и найма, уплатой налогов и всем, что связано с кадровым производством, а компания только арендует нужных ей специалистов, экономя на бизнес-процессах. Экономия за счет аутстаффинга может достигать 30%, уточняет Владимир Корицкий, директор «Avito Работа». «Работодатель на временном персонале экономит финансовый бюджет, в результате чего люди компании обходятся дешевле», – подтверждает Сьюзанна Муралова, основатель компании Retail Personal, занимающейся рекрутингом. Иными словами, в штате людей все меньше, и, чтобы заменить их, берут тех, кто готов работать временно. Отсюда и выросший спрос.

Вообще, тему аренды персонала ретейлеры не любят обсуждать. Некоторые розничные сети отказались поделиться с МarketMedia своим опытом найма временного персонала, в том числе через агентства занятости. До 2016 года все было просто. Отношения между работодателями, агентствами занятости и работниками государством не регулировались. Компании, в том числе ретейлеры, в целях экономии пользовались аутстаффингом и горя не знали. Но поскольку бывали случаи, когда недобросовестные компании не соблюдали трудовые права нанимаемых таким образом сотрудников, это подтолкнуло депутатов Госдумы к тому, чтобы предложить отдельный закон, регламентирующий аутстаффинг. Несмотря на протесты законопослушных работодателей, закон был принят под названием «О заемном труде». Теперь у агентств занятости, которые хотят законно предоставлять персонал, должна быть лицензия на аутстаффинг. На сегодня в Роструде аккредитовано более 700 таких компаний. Правда, проблему серых агентств занятости и недобросовестных работодателей, которую хотели изжить народные избранники, закон до конца не решил. «До сих пор работодатели закрывают глаза на «серость» поставщиков персонала, делая вид, что заказывают услугу, а не людей. Мол, что и в каком объеме включено в стоимость услуги – не их дело», – говорит Мария Маргулис. А должны быть и затраты на медкнижки, спецодежду, питание и пр. Как много ретейлеров используют серый аутстаффинг, сказать сложно. По словам Марии Маргулис, в последние годы многие компании, включая международные, не гнушаются услугами серых агентств, которые, кстати, часто имеют ту самую аккредитацию.
   
Высокие отношения
Если речь не идет об экономии, то на временную работу берут еще в так называемый высокий сезон, когда нужны дополнительные люди, чтобы справиться с потоком покупателей. Например, накануне праздников, во время распродаж или когда проходят крупные события вроде чемпионата мира по футболу, говорит Светлана Носова, руководитель группы по подбору временного персонала KellyServices. К сезонности можно отнести и летний период, когда основная часть постоянного персонала уходит в отпуск. «Своих поставить на переработку невозможно, потому что это будет нарушением трудового законодательства, да и обойдется недешево», – поясняет Мария Маргулис необходимость привлечения людей со стороны.

Людмила Смолкина, исполнительный директор сети магазинов «Буду мамой» (110 магазинов в 61 городе России), рассказывает, что в компании есть должность продавца выходного дня, на которую берут тех, кто готов работать по совместительству. Такие работники трудятся на полставки от основной должности продавца-консультанта. Кроме работы в выходные дни, у них бывает возможность и подработки в будни, если в этом есть необходимость, например летом, когда основные сотрудники отгуливают отпуска. В основном на эту позицию берут студентов дневных отделений последних курсов колледжей и вузов или молодых мам, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. «Бывают запросы на вакансию ПВД от соискателей, у которых уже есть работа, но они хотят подработать в выходные дни. Им, как правило, отказываем, так как понимаем, что совсем без выходных человек долго работать не сможет и это будет негативно сказываться на конечном результате», – рассказывает Людмила Смолкина.

Вообще, найти людей, готовых работать временно, непросто. «Кандидаты всегда ориентированы на поиск постоянной работы. Люди неохотно соглашаются на временные проекты, по нашим данным, не более 23%», – подтверждает Сьюзанна Муралова. Многие не соглашаются еще и потому, что в ретейле довольно большая доля серого бизнеса. «Серое» оформление – это не только зарплата в конверте, но и большие переработки, оплачиваемые в однократном размере, отсутствие медкнижек и другие подобные нарушения трудового законодательства, – говорит Мария Маргулис. – Например, за тяжелую физическую работу 6 дней через один по 11 часов оплата может составлять всего 30-35 тыс. рублей. Поэтому многие компании привлекают граждан других стран, которые готовы работать в трудных условиях за сравнительно небольшую плату и которых не так заботит корректность оформления их отношений с работодателем, как местных жителей».
   
Но мало того, что трудно найти нужных людей, даже те, кто готов работать по временной схеме, с легкостью относятся к смене мест работы, к переходам с проекта на проект. «Они выбирают предложения, которые, на их взгляд, в данный момент более комфортны, что создает большую текучесть кадров», – добавляет Анна Кальдина.

Управлять такими работниками тоже непросто. «Управление идет сложнее, потому что такие кадры, как правило, не принимают участия в программах системы мотивации, на них не влияет корпоративная культура, их не могут оштрафовать или депремировать», – поясняет Сьюзанна Меркулова. Как рассказывает Елена Стрельцова, генеральный директор сети «Оптоклубов Ряды», компания привлекает дополнительно людей в особо жаркие периоды – предновогодние дни либо летом, когда многие сотрудники уходят в отпуск. Компания работает с аккредитованными частными агентствами занятости и привлекает персонал на очень короткое время. «Неудобство состоит в том, что за тобой далеко не всегда могут закрепить квалифицированных сотрудников, – говорит она. – Поэтому мы рассматриваем привлечение временного персонала как меру, применяемую только в исключительных случаях».

Комментарий
Ольга Котельникова, заместитель генерального директора по управлению персоналом аптечной сети «Ригла»
«Идея привлечения временного персонала – отличный инструмент для большой розницы, который позволяет поддерживать бизнес-процессы при временном отсутствии сотрудников, при их нехватке или необходимости привлечения людей на разовые работы. В фармацевтическом ретейле этот механизм не развит. Законодательством предъявляются весьма жесткие требования к работникам аптек: консультировать, обслуживать клиентов за первым столом могут только сертифицированные специалисты с фармобразованием. Насколько я могу судить по собственному опыту в HR, агентств занятости, которые могли бы обеспечить потребность крупных фармигроков, на рынке попросту нет».