Доход официантов формируется из нескольких составляющих. Это оклад, бонус в виде процента от продаж и чаевые, уточняет Юлия Хлебникова, старший консультант по подбору персонала компании ANCOR Consumer Goods (кадровый холдинг АНКОР). Она поясняет, что вопрос, какие материальные вознаграждения сверх оклада предусмотрены в заведении, решает управляющий рестораном. Таким образом, доход официанта может складываться не из трех составляющих, а из двух — оклад и чаевые или оклад и процент от продаж.

«Нередко бывает, что даже в довольно дорогих заведениях 100% заработка официантов зависит от их личных продаж (суммы чека) и/или чаевых, — добавляет Мария Маргулис, генеральный директор рекрутингового агентства «1000 кадров». — В большинстве компаний считается дурным тоном платить большой фиксированный оклад официантам, ведь в таком случае они не будут замотивированы на качественное обслуживание гостей».

В российском рейтинге зарплат, составленном MarketMedia на основе данных hh.ru и «Avito Работа», лидируют предложения московских работодателей, а замыкают список новосибирские и омские предприятия общепита. В топ-5 зарплатных предложений вошли Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и Нижний Новгород. Особенность этого рейтинга состоит в том, что нижняя граница — это средний фиксированный оклад, высшая — средняя зарплата, учитывающая дополнительное вознаграждение.



Судя по данным job-порталов, за год (если сравнивать текущие зарплатные показатели в городах-миллионниках с теми, что были актуальны в 2017 году) предлагаемый средний оклад в большинстве городов снизился. Так, самое большое снижение исследователи «Avito Работа» зафиксировали в Воронеже и Красноярске (по -39%) и в Омске (-28%).

В то же время, по информации hh.ru, в некоторых мегаполисах средний доход официантов вырос: больше всего в Красноярске (+14%), Москве (+12%), Волгограде (+12%), Нижнем Новгороде (11%) и в Петербурге (+7%). По словам Юлии Хлебниковой, оклады, предлагаемые официантам в столице и в регионах, могут отличаться в 2, а иногда и в 3 раза.

В погоне за чаевыми
Впрочем, общий доход в основном зависит не от оклада, а от бонусов и чаевых. В дискуссии, которая возникла в социальных сетях после опубликования MarketMedia материала о том, сколько зарабатывают управляющие ресторанами, ее участники, заговорив о заработках официантов в петербургских топовых ресторанах, называли суммы 100-150 тыс. рублей в месяц. Действительно категория ресторана может влиять на заработок официанта, замечают эксперты.

«В заведениях премиум-класса официант может рассчитывать на больший доход из-за индивидуальной системы чаевых и процента от продаж со столиков, — говорит Юлия Хлебникова. — Учитывая высокий средний чек и состоятельность гостей заведения, официант может претендовать на чаевые, в разы превышающие его месячный оклад».

При этом Мария Маргулис добавляет, что высокий уровень ресторана не всегда гарантирует такой же доход: «Например, место может быть довольно дорогим, но малопосещаемым, тогда особо в нем и не заработать. Или, наоборот, ресторан может быть модным или располагаться в удачном месте, так что поток гостей большой, тогда можно и заработать неплохо».


Что касается процента от продаж, то в одних ресторанах официанты могут разделить между собой 0,5-1% от дневной выручки, те же самые 0,5-1%, но с каждого столика, который они лично успели обслужить во время своей смены. 


Обычно в сетевых ресторанах среднего ценового сегмента придерживаются системы общих чаевых. То есть чаевые, полученные всеми официантами за день, складываются и делятся поровну. Что касается процента от продаж, то в одних ресторанах официанты могут разделить между собой 0,5-1% от дневной выручки, в других — те же самые 0,5-1%, но с каждого столика, который они лично успели обслужить во время своей смены.

«В некоторых заведениях, чтобы повысить прибыль и мотивировать персонал, управляющие устраивают среди официантов конкурсы на продажу конкретного блюда или напитка, — объясняет Юлия Хлебникова. — Чаще всего они соревнуются в продвижении высокомаржинальных позиций меню, тех блюд, цена которых значительно превышает себестоимость продуктов, использованных при их приготовлении. Например, блюда с трюфелями в ресторанах класса люкс. Размер вознаграждения за победу в таком конкурсе определяет управляющий ресторана». Говорят, успешный официант может получить 5 тыс. рублей за рекордные продажи напитка и 10-15 тыс. рублей за продажу блюда.

Сарафанное радио для официанта
Как правило, для работы официантом каких-то специальных знаний от претендента не требуется. По данным hh.ru, каждое второе предложение о работе на этой позиции в России, открытое в летние месяцы этого года, было доступно кандидатам без опыта, еще 43% вакансий предполагали наличие минимального стажа у соискателей (1-3 года). 

Для работодателей больше важны личностные качества кандидатов (стрессоустойчивость, вежливость, внимательность, доброжелательность, коммуникабельность, желание и умение работать в команде, грамотная речь, активность, честность). Также компании требуют наличия медицинской книжки у потенциального работника.

Спрос на официантов существует всегда. Это связано с высокой текучестью кадров. Виной тому непрестижность профессии, несмотря на более-менее приемлемый совокупный доход, говорят эксперты.

«Обычно на позиции официантов устраиваются молодые люди, студенты, — поясняет Юлия Хлебникова. — Они видят в своем занятии возможность заработать во время обучения по выбранной специальности. Нередко они увольняются ради работы по профессии, карьерных перспектив и переходят в другую отрасль с уменьшением дохода».

«Да, в целом работа официантом рассматривается как временная работа для молодых людей, к примеру, во время учебы, — соглашается Мария Маргулис. — Но надо отметить, что и сами работодатели, в том числе довольно известные компании, формируют такие условия для работы, которые не предполагают постоянной занятости (например, доход только в виде процента от продаж и чаевых), то есть высокая текучка воспринимается стандартно в этой сфере деятельности».


Самый популярный способ найти официантов — раздавать листовки с предложениями о работе неподалеку от заведения общепита или размещать объявления непосредственно в нем самом.


Сегодня среднестатистический официант — это молодой человек или девушка от 18 до 30 лет (73% кандидатов), без опыта работы (55%), но умеющие работать в команде (13%). Впрочем, в ресторанах премиум-класса и заведениях, специализирующих на организации банкетов, встречаются официанты старше 35 лет — это взрослые семейные мужчины с большим опытом работы в ресторанном бизнесе. «Их устраивает заработная плата, и они не задумываются о смене сферы деятельности», — замечает Юлия Хлебникова. Самый популярный способ найти официантов — раздавать листовки с предложениями о работе неподалеку от заведения общепита или размещать объявления непосредственно в нем самом. Связано это с тем, что чаще всего соискатели выбирают место работы, опираясь на близость ресторана к дому или учебному заведению. Еще один канал поиска сотрудников — работные сайты. К услугам кадровых агентств рестораторы обращаются в том случае, если не могут закрыть позиции, используя работные сайты или внутренние каналы: зачастую сотрудники ресторанов премиум-класса сообщают об открывшихся вакансиях своим знакомым.

К слову, если заведения среднего ценового сегмента готовы брать в штат сотрудников, не во всем соответствующих их ожиданиям, чтобы сократить расходы на подбор персонала, и в этом случае для них важна мотивированность и высокая обучаемость кандидата, то рестораны премиум-класса хотят увидеть в резюме релевантный опыт работы и уровень владения иностранными языками.

В этом году, по данным Avito, чаще всего официанты требовались в Москве (48% всех объявлений), в Петербурге (21%), в Ростове-на-Дону (7%). Несмотря на постоянный высокий спрос на официантов, обычно его пик приходится на летние месяцы и в городах, популярных у туристов.