Рынок торговой недвижимости Самары своеобразный — здесь нет нормальной здоровой конкуренции среди игроков. Но сам рынок есть и его легко просчитать — и доли игроков ясны, и динамика развития понятна.

Самый большой игрок в городе — компания «Виктор и Ко» бизнесмена Виктора Суркова. Ситуация с этим девелопером странная. Он с самого начала был самым передовым и самым большим в регионе. Бизнес выстрелил и мог бы развиваться дальше. Но компания сама подрубила сук, на котором сидит.

Несколько лет назад она начала вести жесткую политику в отношении своих арендаторов. Инструменты давления у девелопера есть, поскольку у него в собственности самые большие ТК города — и по площадям, и по трафику.

Понятно, что продавать там площади девелопер желает максимально дорого. Но эта стратегия была хороша на растущем рынке. А когда ударил кризис и спрос со стороны ретейла стал падать, девелоперу не хватило гибкости в диалоге с арендаторами, и началась конфронтация. Результат налицо: заполняемость комплексов не самая лучшая. Стабилен, пожалуй, только его ТК «Космопорт».

Также много вакантных площадей в ТРК «Амбар» и «Гудок». Понятно, что они новые и очень большие. Но там есть еще и проблемы с локацией. «Гудок» хотя и находится в центре города, но у него необычная логистика, к которой еще нужно привыкнуть. А «Амбар» вообще расположен на южной окраине Самары. Строили его в первую очередь с расчетом на спрос людей, выезжающих в ту сторону из города, и на жителей нового жилого района, который возводят по соседству. Но, видимо, этого трафика недостаточно. Так что заполнение этих ТК проходит с трудом.

Трафик не является абсолютным залогом успеха девелопера. Ошибочно думать, что достаточно просто воткнуть в землю лопату, чтобы на ней выросли золотые яблоки. За место под солнцем даже на золотой земле нужно бороться. 


Какие выводы из этой ситуации сделал Виктор Сурков, знает только он сам. Но, судя по его поведению в последнее время, он стал сговорчивей. Возможно, со временем ситуация выправится.

Но беда в том, что ни он, ни другие девелоперы Самары не хотят вкладывать деньги в принципиально новые проекты. Городу не хватает интересных концепций и новых брендов. Самара, увы, идет по пути повторений.

Лидеры рынка считают, что, сев на мощный трафик, они уже свою задачу выполнили. Да, хороший трафик у ТК «Вивалэнд», который находится в промышленной части города, где живет больше всего людей. Скоро его собственники будут строить вторую очередь комплекса. Надеюсь, она будет концептуальна и красива. Также всегда была бойкая торговля в ТК «Парк-Хаус», который на общем фоне торговой недвижимости Самары выглядит модным, — там много оригинальных брендов. Но у этого комплекса свои сложности. Там несколько собственников, которые периодически меняются и банкротятся. Не удивительно, что и сам ТК лихорадит. А недавно там поменялась и управляющая компания. В этой ситуации предсказать дальнейшую судьбу объекта я не возьмусь.

Так что сейчас трафик не является абсолютным залогом успеха девелопера. Ошибочно думать, что достаточно просто воткнуть в землю лопату, чтобы на ней выросли золотые яблоки. За место под солнцем даже на золотой земле нужно бороться. И главное оружие в этой борьбе — оригинальность и качество.

А быть оригинальным на общем фоне несложно. Посадите в тот же ТК «Амбар» вместо «Леруа Мерлен» новый для города «Оби». Или вместо «Ашана» пригласите «Зельгрос» или «СПАР». И зарабатывайте на «вау-эффекте». Как это работает, можно увидеть в ТК «Аврора Молл», где открыт единственный в городе кинотеатр формата IMAX.

Проблема в головах у девелоперов и ретейлеров, которые сами создают избыточные площади и ненужную конкуренцию между своими же магазинами, а потом удивляются — почему нет покупателя. 


Мы также видели «вау-эффект» и на примере «Ленты», которая недавно зашла в Самару. С ее появлением рынок ощутимо оживился. Но… сейчас открывается уже четвертый гипермаркет этой сети, и там, похоже, опять не будет ничего нового. Нужны еще новые сети, магазины, интересный выбор и здоровая конкуренция. Не хватает Самаре и оригинальной архитектуры. Все комплексы строят из обычных материалов — это обычные стандартные коробки. Слегка выделяется ТК «Амбар», над внешним и внутренним обликом которого подумали.

Не хватает Самаре и специализированных торговых объектов. Был детский торговый центр — закрылся (собственники продали объект под банк). Нет ни одного fashion-универмага, food-маркета и других модных концепций. Хотя эти форматы были бы очень уместны в старой части города, которая вообще обделена торговлей.

Между тем в Самаре много малых торговых центров районного масштаба, которые за счет специализации и правильного позиционирования могли бы быть очень успешными. Но только в случае, если девелопер правильно все просчитает и спланирует на старте.

У нас же считать и планировать не любят. Проблема в головах у девелоперов и ретейлеров, которые сами создают избыточные площади и ненужную конкуренцию между своими же магазинами, а потом удивляются — почему нет покупателя. Так что Самаре — самому насыщенному торговыми площадями рынку России — есть куда расти и развиваться. Но развитие это должно быть ориентировано не на количество, а на качество.