Растущий мусульманский fashion-рынок
Кроме того, в мире на сегодняшний день четверть населения нашей планеты (23%) — мусульмане, и в перспективе к середине нашего тысячелетия этот показатель будет приближаться к трети от всего населения планеты. И, безусловно, необходимо также отметить тот факт, что одна из важнейших тенденций, стимулирующих изменение общего вектора моды и коллекций как люксовых модных домов, так и недорогих массовых брендов в сторону мусульманских тем, — это быстрое увеличение доли мусульманского населения в эпицентрах современной моды: в Европе, Англии, США.

В России около 14% населения исповедует ислам. Мы 21-я страна в мире по доле мусульманского населения в общей численности граждан страны. Мусульманское население — это основной рынок спроса на мусульманскую моду, при этом украшения, аксессуары и отдельные модели одежды могут пользоваться спросом и у более широкой аудитории.

Международная палата исламской моды всячески отходит от жестких правил и ограничений в одежде, которая должна быть «только исламская».



С другой стороны, не все мусульмане на самом деле хотят носить традиционную одежду. Так, например, Татарстан — один из самых мусульманских регионов, но женщин в длинных и скромных одеждах на улицах Казани можно встретить довольно редко, в отличие, например, от Таджикистана.

Долю в объеме продаж оценить сложно. Прежде всего надо определить, что такое мусульманская одежда. Международная палата исламской моды всячески отходит от жестких правил и ограничений в одежде, которая должна быть «только исламская».

Виды женской мусульманской одежды и головных уборов

Позиция международной палаты исламской моды такова, что любая одежда, связанная с какой-либо религиозной концессией, сходна в своих базовых постулатах. Это «скромная» одежда, которая максимально закрывает тело и не облегает фигуру. В мусульманской одежде есть и свои строгие требования: она должна полностью закрывать не только тело, но и голову. На одежде нельзя изображать лица людей и животных. И, безусловно, главный критерий, по которому мусульманка выберет себе одежду, — это ее сочетание с платком или иным головным убором.

Но темпы роста рынка одежды, которая соответствует канонам этой конфессии, очень высокие. Это влияет на рост количества компаний, предлагающих модели «мусульманской моды», и фирм, предлагающих одежду, созданную в соответствии с христианскими канонами.  

Спрос на закрытую женскую одежду 
Самое широкое предложение мусульманской одежды в России в настоящее время обеспечивают нишевые локальные бренды. Продукцию российских muslim-дизайнеров можно встретить на выставке халяль-индустрии Moscow Halal Expo, а также muslim-lifestyle Wandi Bazar, на международном фестивале «Исламский стиль» и конкурсе Islamic Clothes. 

В России около 25 достаточно крупных торговых марок, а также очень большое количество малых компаний. Кроме того, такую одежду можно встретить и у мультибрендовых ретейлеров.

Новые проекты постоянно открываются как в offline, так и в оnline-пространстве, причем в online-пространстве — опережающими темпами. Можно утверждать, что предложение вполне соответствует спросу и по мере его роста будет расширяться.

Наша покупательская аудитория: на 80% — этнические, светские и соблюдающие обряды мусульманки и на 20% — девушки разных конфессий и вероисповедания.



В качестве примера быстрого роста можно привести торговую марку Rezeda Suleyman. Автор проекта и дизайнер — Резеда Сулейманова. Компания начала деятельность в 2011 году, а на данный момент под брендом Rezeda Suleyman функционирует 19 бутиков, 38 шоу-румов, работают 57 франчайзинговых партнеров. Марка имеет свыше 50 оптовых партнеров по всему миру, а также более 520 тыс. подписчиков в социальных сетях. «Наша покупательская аудитория: на 80% — этнические, светские и соблюдающие обряды мусульманки и на 20% — девушки разных конфессий и вероисповедания», — отмечают в компании.

Торговые марки мусульманской одежды могут быть ориентированы на три категории покупателей: для тех, кто соблюдает самые традиционные каноны в одежде, они предлагают модели исключительно по шариату, с полным перечнем всех ее исторических традиционных элементов, например абаи, паранджа, никаб, химар.



Вторая категория ориентирована на «европеизированных» мусульманок и предлагает адаптированную под другой стиль жизни одежду (хиджаб). Третья категория — все остальные, одежда которых ориентирована на вкус мусульманок — она яркая, модная, разнообразная, при этом часть коллекций соответствует мусульманским правилам. Более четверти покупателей магазинов третьей категории не являются мусульманками.

Рентабельные инвестиции
Маржинальность производства и продаж мусульманской одежды соответствует общим стандартам на рынке одежды. Вероятно, такие покупки имеют более высокую комплексность, так как важный критерий, по которому мусульманка выбирает себе одежду, — это ее сочетание с платком или иным головным убором.

Но надо учитывать, что, так как перспективы темпов роста данного сегмента имеют опережающие темпы, такие инвестиции, рассмотренные в долгосрочной перспективе, могут действительно оказаться более рентабельными.

Не менее важно то, что жители мусульманского кластера Middle East and North Africa наиболее высоко оценивают «важность религии», соответственно, религиозных правил и традиций в повседневной жизни. Если среди европейцев это менее трети населения, в США — около половины, то в мусульманских странах — около 90% населения.

Также важен фактор «молодости» покупателя-мусульманина. Так, средний возраст жителя этого региона — 30 лет, что существенно меньше, чем средний возраст европейца (около 45 лет).