По темпам развития торговля во Вьетнаме опережает даже рост ВВП страны, между прочим, один из самых высоких в мире. Если в 2016 году оборот розничной торговли Вьетнама составил $87 млрд, то в 2018-м — уже $143,3 млрд, а к 2025 году ожидается $484 млрд. Этих показателей планируется достичь за счет роста среднего класса и современных форматов торговли.


Юго-Восток — дело тонкое
Первое впечатление от шопинга во Вьетнаме — шок. Товаров слишком много, и они везде: в магазинах, торговых центрах, на рынках, уличных точках. Торгуют буквально всем, и поначалу кажется, что одним и тем же.

Особой популярностью у туристов пользуются ночные рынки в центре города, местные жители скорее пойдут в магазины на торговых улицах, на удаленные от туристических мест рынки или в торговые центры. Многие товары представлены и в новых продуктовых гипер- и супермаркетах типа Lotte Mart или Big C, но вьетнамцы предпочитают выбирать нужную вещь в специализированных магазинах.


Объем розничной торговли во Вьетнаме
К тому же, если здесь не найдется нужной модели или размера, всегда можно зайти в соседнее заведение: магазины и лавчонки со схожим товаром концентрируются, как правило, на одной улице.

На рынках и в маленьких магазинчиках, в отличие от супермаркетов и торговых центров, можно торговаться, да и цены там, как правило, ниже. Вьетнамцы — эмоциональный и общительный народ. Если предложенная покупателем цена покажется продавцу слишком низкой, он может обидеться.

Разумно просить снизить цену на 20-30% или предложить обсудить умную скидку, например, за больший объем. Продавая футболку, вьетнамские продавцы могут попытаться разузнать о покупателе еще массу информации разной степени полезности — откуда тот приехал, сколько еще здесь пробудет, что еще планирует купить. О чем говорят между собой сами вьетнамцы, сказать сложно, не удивлюсь, если обсуждают здоровье, местные выборы и предстоящие свадьбы.

Во Вьетнаме российские туристы покупают шелк, керамическую посуду, специи, вьетнамский кофе, чай, иногда мебель, которая здесь на порядок дешевле, чем в Москве или Петербурге. Ожидается, что скоро россияне будут приезжать сюда за планшетами, смартфонами и ноутбуками, поскольку Вьетнам последовательно убирает тарифы и пошлины на ввоз зарубежной продукции в страну, что делает цены на электронику более привлекательными, чем в других странах.

Сегодня соотношение между современными и традиционными формами торговли местные СМИ оценивают как 20 к 80. По прогнозу Министерства промышленности и торговли Социалистической Республики Вьетнам (СРВ), к 2020 году доля современных форм торговли в отрасли вырастет до 45%.


Добро пожаловать во Вьетнам!
Невзирая на протесты местных предпринимателей, с 2009 года Вьетнам последовательно открывает отечественные рынки иностранному бизнесу.

Ретейлеры со всей Азии активно используют открывшееся окно возможностей, конкурируя за лояльность и растущую покупательную способность вьетнамцев. Наиболее активна Южная Корея. Только в 2018 году южнокорейская компания GS Group открыла 50 новых магазинов у дома под брендом GS25 в Хошимине. Холдинг планирует в ближайшие 10 лет довести общее число магазинов до 2500.



Южнокорейская компания E-Mart купила под строительство торгового комплекса 3 га. Если дела пойдут, грозится построить еще 10. Наращивают свое присутствие также игроки из Японии (7-Eleven) и Таиланда (B’S Mart). В настоящее время в стране зарегистрировано 1735 иностранных инвестпроектов в сфере оптовой и розничной торговли с зарегистрированным капиталом свыше $4,6 млрд.

Несмотря на то что доля иностранных компаний во Вьетнаме небольшая (всего 5,7% в 2017 году), они показывают более высокую эффективность на фоне локальных сетей. Согласно данным Министерства промышленности и торговли СРВ, продажи иностранного супермаркета выше в 3-4 раза, чем местного.

Основным источником оптимизма для зарубежных инвесторов является ежегодный рост розничной торговли более чем на 10%, а также увеличение из года в год зарплат и доходов вьетнамцев.

Средний класс с 12 млн человек в 2012 году вырос до 30 млн в 2018 году. Всего население Вьетнама составляет 90,1 млн человек. По уровню ВВП на душу населения страна планирует выйти в категорию стран со средним доходом уже в 2020-м.


Местный бизнес не сдается
Вьетнамские ретейлеры тоже не отстают в развитии, тем более что ежегодный рост урбанизации городов Вьетнама составляет 3-4%. При этом они внимательно следят за успехами розницы в Таиланде, тщательно анализируют, как там меняется потребительское поведение населения, например, благодаря появлению в стране 10 тыс. мини-маркетов в шаговой доступности от дома.

Особые ожидания местных ретейлеров связаны с молодыми вьетнамцами, подражающими китайцам и тайцам в том, что касается потребительских привычек.

Крупнейшая компания Vingroup в розничный сектор инвестирует с 2014 года. В тот год холдинг открыл девять супермаркетов, а в 2016 году корпорация владела уже 50 супермаркетами и 830 магазинами у дома. В 2020 году сеть мини-маркетов вырастет до 4 тыс. магазинов. Vingroup всерьез поставила себе цель обеспечить лидерство на рынке Вьетнама.

Кстати, холдингом Vingroup владеет предприниматель Фам Нят Выонг, получивший высшее образование в Москве, а основавший Vingroup вместе со своими товарищами в Киеве. Во Вьетнам Vingroup вернулась в 2000 году и долгое время занималась недвижимостью и туризмом и лишь последние 4 года — торговлей.

Еще один местный девелопер — компания MobileWorld отчиталась о запуске 500 магазинов уже в этом году.

По данным Минпромторга Вьетнама, в 2016 году розничный рынок страны насчитывал 750 супермаркетов, 130 торговых центров, 9 тыс. традиционных рынков и свыше 1 млн частных торговых рынков. На то время иностранное происхождение имели всего 90 розничных предприятий, или 4% от общего объема ретейла в стране.

В 2020 году Минпромторг Вьетнама ожидает, что в стране будут торговать как минимум 1300 супермаркетов, 180 универмагов, 157 торговых центров и миллион торговых точек под управлением частных лиц.


Туристический вклад
С 2015 года турпоток во Вьетнам в среднем растет на 25% ежегодно. В 2018 году темпы роста снизились, но все равно по итогам года в страну въехало более 600 тыс. россиян.
Россия занимает 6-е место по числу туристов во Вьетнам среди других стран: лидируют в 2018 году путешественники из Южной Кореи и Китая, суммарно достигнув показателя 8 млн человек. Сам Вьетнам входит только в десятку наиболее популярных направлений выездного туризма, в значительной степени уступая не только Турции и Египту, но даже Грузии и соседнему Таиланду.

Россияне тратят здесь значительно меньше, чем в Таиланде и Китае, ежедневные расходы во Вьетнаме составляют $145 (в Таиланде — от $157 до $230 в зависимости от локации), из них всего 38% приходится на рестораны и шопинг. Основной товар для для российского туриста – шелк, кофе и керамическая посуда.