Десять лет назад я учился в Стокгольмской школе экономики, и на одном из модулей по стратегическому управлению я подошел к преподавателю и спросил, почему мы читаем кейсы о прошлом компаний, чаще об успешных, реже о провалах, но никогда не изучаем неудачные примеры в реальном времени. Профессор ответил, что такие кейсы могут повредить репутации автора. Кроме того, в большинстве случаев надо дождаться какого-то окончания действия, чтобы видеть картину целиком. Соглашаясь с ним, я все-таки позволю себе написать материал о том, почему я не верю в недавно запущенный «Яндексом» и Сбербанком проект «Беру».

О легитимности аутсорсинга
Вот уже полгода «Яндекс» развивает торговую электронную площадку «Беру», которая, по идее авторов, должна стать аналогом «Амазона» в России. Компании-продавцы могут с помощью этой площадки размещать свой товар, присылать на склад «Беру», и уже сам маркетплейс берет на себя функцию приема оплаты и доставки потребителю заказанного товара.

При кажущейся привлекательности проекта у меня очень скептическое отношение к финансовой успешности этого мероприятия. Прошу заметить, под финансовой успешностью я подразумеваю не выручку площадки, а прибыль. Откуда такой пессимизм? Причин много, но обо всем по порядку.

При заказе товара на «Беру» у покупателя есть две опции оплаты — по карте в момент заказа или наличными при получении. Если с картами все понятно, то история с наличными вызывает множество вопросов. По законодательству чек на покупку должен быть выбит в момент осуществления таковой. Это значит, что у всех курьеров должен быть кассовый аппарат, а в этом случае возникает вопрос легитимности использования аутсорсинговой курьерской службы, так как кассир должен находиться в штате компании.

Таким образом, себестоимость доставки до заказчика несколько увеличивается. Ведь один из плюсов использования стороннего поставщика услуг доставки в России — это то, что такие компании берут на себя риски налоговой оптимизации, в том числе по налогам на зарплату.


В США 99% онлайн-заказов происходит с предоплатой по карте и наличными при получении платят ну разве что за пиццу. 



Маленькие компании используют своих курьеров, которых нанимают как индивидуальных предпринимателей, что позволяет снижать стоимость услуги, а кассовые аппараты вообще игнорируют, принимая риски от их неиспользования.

Всего этого «Беру» себе позволить не может, и тогда либо стоимость услуги будет выше, чем у остальных, либо «Беру» будет компенсировать разницу из собственных средств. В США 99% онлайн-заказов происходит с предоплатой по карте и наличными при получении платят ну разве что за пиццу. А у «Амазона», у которого основной бизнес в США, все покупки только по предоплате.

Вопрос по доставке
Вернемся к самой доставке. «Амазон» использует несколько способов. Первый — сам продавец доставляет со своего склада, второй — «Амазон» везет сам. На первом способе я останавливаться не буду, так как «Беру» такой функции не имеет, рассмотрим второй.

«Амазон» доставляет заказы с помощью трех сервисов — USPS (аналог Почты России), UPS и FedEx. Львиную долю заказов доставляет USPS. Это государственная организация, работающая далеко не идеально — посылки, бывает, опаздывают и теряются. Но даже они со всеми своими недостатками боги по сравнению с нашей почтой, которая, по задумке руководителей «Беру», тоже должна выполнять функцию курьера.

Я это не к тому, чтобы про скрепы поговорить, а про деньги.



Я, правда, из интервью с руководителем проекта и из описания на сайте так и не понял, будет почта принимать оплату или нет. Но вернемся к доставке в США. Здесь почтальон приносит заказ к двери, оставляет и уходит. Так привозится практически все — от подгузников до бытовой техники. Я это не к тому, чтобы про скрепы поговорить, а про деньги. Когда курьерская служба не обязана брать подпись и согласовывать время доставки, это резко снижает себестоимость транзакции. Просто посчитайте: в одном случае курьер разносит 20 заказов за час, в другом, когда надо застать получателя дома, набрать домофон, подняться на лифте, — один за час. Можно, конечно, возразить, сказав, что клиент может дойти до почты сам, но тогда зачем ему «Беру», когда вокруг множество интернет-магазинов, которые готовы донести до двери.

Вопрос с дистрибуцией товара
Есть еще один вопрос с дистрибуцией товара — распределительные склады. На сегодняшний день у компании только один центр — в Москве. С одной стороны, это можно объяснить тем, что Москва — это 60% потребления, но с другой — если компания претендует на федеральный охват, то не совсем понятно, как с одним московским складом этого добиваться.

Тот ответ, который я получил из интервью, — с помощью «Почты России» — меня не очень впечатлил. У «Амазона» все склады в собственности и эта функция для компании — одна из ключевых.
Именно технологичный склад и ноу-хау компании по процессированию заказов составляют основу капитализации «Амазона». Причем у этой компании одни склады занимаются только приемкой, сортировкой и распределением груза по другим складам, которые и занимаются доставкой.

«Беру» же использует для обработки грузов один склад, который управляется сторонним оператором. Как следствие — у «Амазона» 150 млн артикулов товара, у «Беру» — только 150 тыс., и дело тут не только в разнице в возрасте существования компаний.

Зачем это нужно «Яндексу»?
Помимо операционных вопросов, самый главный вопрос, который у меня возникает, — зачем это нужно «Яндексу»? Ведь, что бы ни говорили, любая компания создана для того, чтобы приносить прибыль. Причем не какую-нибудь, а с понятной доходностью на вложенные средства с учетом существующих рисков.
Я ни за что не поверю, что онлайн-ретейл потенциально может дать ROE (коэффициент рентабельности собственного капитала. — Ред.), близко сравнимое с доходностью в информационных технологиях. Ответ у меня пока только один.

Пример с «Беру» характерен не только для нашей страны, посмотрите, сколько неудачных начинаний было у Google и Microsoft. 


Компания «Яндекс» уперлась в потолок по росту в основном направлении — в России и ряде других стран это компания-монополист, дальнейшее расширение географии присутствия представляется трудновыполнимым.
При этом у компании достаточно много свободных средств, с которыми хочется что-нибудь сделать и хочется сделать что-то великое. Например, аналог «Амазона». Не уверен, что такой подход может привести к успеху.
Пример с «Беру» характерен не только для нашей страны, посмотрите, сколько неудачных начинаний было у Google и Microsoft. Те же гугловские «Круги» или то, как Microsoft «убил» Skype.

Способ войти в историю
Можно, конечно, назвать меня пессимистом, но обратите внимание, кто стал соинвестором проекта. Видите ли вы там какой-нибудь частный инвестиционный фонд в соинвесторах? Нет. Зато там есть Сбербанк. Почему? По моим личным ощущениям, глава этой неестественно естественной монополии давно потерял связь с реальностью и вместо того, чтобы заниматься реально банковскими делами, ищет способ войти в историю созданием чего-то необычайно классного и масштабного, и проект «Беру» как аналог «Амазона» более чем подходит для этой миссии.

В заключение я хочу сказать, что аналог «Амазона» у нас не появится не из-за не до конца проработанных концептов, а его не будет до тех пор, пока не будет создана необходимая инфраструктура: как физическая — в виде эффективно работающей «Почты России» и качественных дорог, так и законодательная — направленная на упрощение ведения бизнеса.

Проблема только в том, что соревноваться не с кем — все остальные бегают без мешков, и золото в бизнес-дисциплинах будет доставаться именно им, а нам — железные медальки, имитирующие реальные награды.




До тех же пор пока в отделениях «Почты России» будут продаваться макароны и раскраски, а экспресс-бандероль из Петербурга в Москву может идти неделю, пока в отделениях Сбербанка рядом с автоматом электронной очереди будет стоять сотрудник, объясняющий, какой талон надо взять, а мы будем платить комиссию при переводе со счета на счет в том же банке в другой регион, мы как бизнес-сообщество будем соревноваться в беге в мешках. Это, конечно, круто и мужественно, но проблема только в том, что соревноваться не с кем — все остальные бегают без мешков, и золото в бизнес-дисциплинах будет доставаться именно им, а нам — железные медальки, имитирующие реальные награды.

Что же касается проекта «Беру», то мой прогноз такой: он поживет 2-3 года, а потом либо его тихо закроют, либо это будет чемодан без ручки в портфеле «Яндекса», который будет существовать не для денег, а для чего-то другого, — этакий робот Борис в онлайн (на телеканале «Россия 24» в программе «Вести» показали российского робота Бориса, который оказался человеком в костюме «Робот Алеша». — Ред.). Хотя я буду рад, если ошибусь в своих прогнозах и мы увидим с вами появление нового российского феномена уровня «Магнита» или «Пятерочки».

P.S. Вот уже 20 лет у нас в стране существует компания «Озон», которая пожинает все «прелести» нашей системы. Странно, что ее опыт нас ничему не научил.