Новые технологии переворачивают целые индустрии, и уже сегодня зарождаются тренды, которые мы увидим в торговых центрах будущего.

Больше всего фантазий, конечно, существует на тему самого процесса покупки: он самый «близкий к телу». Только недавно оплата товара касанием пальца, уникальный отпечаток которого идентифицировал счет, казалась научной фантастикой. А сегодня мы расплачиваемся прикосновением карты или смартфона, куда занесены данные о наших счетах.

В 2018 году открыл свои двери первый магазин Amazon Go, в котором нет нужды прикасаться чем-то к чему-то — достаточно взять нужную вещь и пойти по своим делам, остальное сделают алгоритмы машинного обучения и компьютерного зрения, которые отслеживают товары, взятые с полок. Сотрудники компании начали тестировать эту технологию еще в 2016 году, и кто знает, какие новшества проходят доработку прямо сейчас.


В высотных торговых центрах мы увидим развитие вертикальной архитектуры, устройство зеленых зон, садов и парков на этажах разной высоты, перемежающих основные этажи с торговыми галереями, — этот тренд уже пришел в азиатские торговые центры. 


В сфере проектирования и эксплуатации торговых центров большое внимание уделяют контролю за расходом энергоресурсов, а также использованию альтернативных методов их генерации. Для всего цивилизованного мира этот аспект играет весомую роль в финансовой модели будущего торгового центра. Ресурсы дорожают, и в будущем мы увидим большую технологичность, питание за счет солнечных батарей, дозированное потребление воды и электроэнергии на уровне отношений собственника и арендатора.

В высотных торговых центрах мы увидим развитие вертикальной архитектуры, устройство зеленых зон, садов и парков на этажах разной высоты, перемежающих основные этажи с торговыми галереями, — этот тренд уже пришел в азиатские ТЦ.

Зонирование комплекса будет строиться не только по оси Y, то есть по высоте (магазины на первых этажах, офисы выше, гостиница и апартаменты еще выше), но и развиваться в сторону функционального зонирования этажей от центра к окнам.

Почему вертикальная архитектура будет актуальна, а новые торговые центры в мегаполисах будут в основном встроены в высотные здания, а не стоять отдельно?

Потому что масштабы свободных земельных пятен сокращаются в границах больших городов, куда торговым центрам придется вернуться, так как это даст возможность соревноваться со стрит-ретейлом за возможность быть триггером спонтанных покупок.

Специальный визит в громадный торговый комплекс, находящийся далеко от естественной траектории ежедневного движения, станет крайне редким явлением — уже сегодня покупатели не желают тратить время на дорогу. Торговые моллы в 1970-х сильно ударили по стрит-ретейлу, а теперь сами падают жертвой интернет-магазинов. В США с 2001 года выручка крупных торговых центров упала на 36%. Молодежная аудитория (миллениалы) реже других возрастных групп посещает торговые центры. Десятки торговых центров уже закрыты в США, например, открытый в 1976 году Randall Park Mall, который был крупнейшим в мире торговым центром, мог похвастаться 2 млн м2 торговых площадей. Молл Randall Park Mall просуществовал ровно 33 года и в 2009-м был «благополучно» закрыт.

Сносить такие помещения дорого, как и переоборудовать их, поэтому по всей стране можно увидеть десятки заброшенных моллов. Львиная доля покупателей уже освоила интернет-покупки, и эта сфера лишь усиливает свое влияние.

Именно многофункциональные здания со встроенным или пристроенным торговым центром станут основным вектором развития сегмента.


Несколько возможных путей заманить покупателя в торговый центр все-таки есть: во-первых, дать ему возможность физически взаимодействовать с самим товаром. Шоу-румы, тестовые центры, наглядные выставки по типу IKEA останутся актуальными для больших или специфических покупок. Другой путь — развитие развлекательной функции ТРЦ, выдвижение ее на первый план — сегодня существенный трафик все еще генерируют батуты, роллердромы, аниматоры с аквагримом, и вряд ли их совсем заменят VR-очки. Подключатся сюда и образовательная функция, и спортивные активности, и просто возможности для социального взаимодействия — как ни странно, в эпоху диджитализации люди обретают новый интерес к личным встречам с интересными собеседниками и собраниям по интересам.

Сегодня покупателям старших возрастов все еще нравится ходить по магазинам, чтобы посмотреть на вещи «вживую», проконсультироваться с сотрудниками магазина, поохотиться за скидками. По этой причине продолжат свое развитие небольшие доступные районные торговые центры, которые также будут встроенными. Но именно многофункциональные здания со встроенным или пристроенным торговым центром станут основным вектором развития сегмента.

Очевидно одно: нам пора научиться любить перемены. Они неизбежны и происходят каждый день. И, чтобы не поддаваться панике, давайте представим, что мы в 1900 году и вокруг 38% людей работают в сельском хозяйстве, а 25% — на заводах. Вдруг нам говорят: «К 2018 году останется 2% и 9% в этих отраслях». Какой будет ваша реакция? Я думаю: «О боже, это трагедия! Я потеряю работу!» А в реальности? Поглядите вокруг!

Биография

Александр Шарапов

  • Родился 29 января 1970 г. в Ленинграде. Окончил "Военмех" и курсы Института управления недвижимостью США.
  • С 1992 г. — президент Becar Asset Management Group. Компания основана в 1992 г. Она работает во всех отраслях рынка недвижимости. Под ее управлением находится более 8 млн м2 недвижимости в России. Имеет офисы в Москве и Петербурге, Лондоне. В штате 5 тыс. человек. 
  • С 2009 г. Becar — партнер мирового лидера рынка коммерческой недвижимости NAI Global.