На прошлой неделе стало известно, что Сбербанк покупает платформу «Работа.ру» — сервис для поиска работы и сотрудников. Сделку планируется закрыть в мае 2019 года.

Выход Сбербанка в новую для него отрасль понятен, памятуя о желании компании сопровождать клиентов в различных аспектах их жизни, в том числе и в работе. Сбербанк стремится стать «пакетным решением» целого ряда вопросов в жизни своих клиентов. Естественно, выстраивая экосистему сервисов вокруг пользователей, Сбербанк получает выгоды. В том числе он собирает дополнительные данные о клиентах и на их основе может разрабатывать для них, например, персонифицированные финансовые предложения.

Безусловно, включение в рынок труда такого игрока, как Сбербанк, не может не затронуть других участников. Российский рынок онлайн-порталов для поиска работы и сотрудников уже устоявшийся и зрелый, он фрагментирован и насыщен. Примерно 80% приходится на три ведущие площадки (по данным аналитического центра Национального агентства финансовых исследований, в топ-3 входят hh.ru, superjob.ru, avito.ru). Позиции тройки лидеров значительно сильнее, чем у порталов второго эшелона, как по объему аудитории соискателей работы, так и по клиентскому портфелю и выручке. К тому же каждый из них дорожит своим местом и постоянно работает над улучшением привлекательности собственного сервиса как для соискателей, так и для работодателей.

Поэтому выход на рынок Сбербанка подстегнет конкуренцию, но ожидать серьезного изменения в соотношении сил в ближайшие несколько лет не стоит. Вернуть «Работа.ру» в лидирующую группу вряд ли будет легко. Дело не только в инвестициях (в маркетинг, в программное обеспечение и т.д.), но и в подборе команды, от которой требуется не просто добросовестная и профессиональная работа, но и поднятие всего сервиса на качественно новый уровень. Решение этой — ключевой — задачи потребует многих месяцев, даже учитывая опыт и масштаб Сбербанка. На рынке в первую очередь придется конкурировать в рамках второго эшелона, где за несколько прошедших лет появились новые проекты федерального масштаба и сервисы с хорошим потенциалом роста и использованием современных технологий.

Приобретение «Работа.ру» показывает, что Сбербанк нацелен выйти в лидеры на рынке труда. Однако поздняя попытка входа в эту сферу, структурированность рынка и наличие нескольких лидеров с многолетней историей потребуют солидных вложений и скрупулезной работы по формированию команды. В лучшем случае «Работа.ру» даст осязаемые позитивные результаты не раньше чем через 2-3 года. Не думаю, что все это время лидеры будут стоять на месте.