Российский мессенджер Telegram, запущенный Павлом Дуровым в 2013 году, последние 1,5-2 года активно осваивают представители бизнеса. Причем используют его чаще всего для личного брендинга и прямого контакта с потребителем.

Однако каналов по ретейлу в Telegram, как ни странно, совсем мало. MarketMedia составил рейтинг ресурсов, которые могут быть полезны участникам рынка розничной торговли, так как в них не только содержатся информация по рынку, новости и аналитика, но иногда встречаются и инсайды.

Аудитория каналов пока невелика. Крупнейший из них — «Российский ритейл», созданный в конце 2017 года, насчитывает более 2,3 тыс. подписчиков. Ведет его Артем Родин, CEO агентства электронного маркетинга Beresta. По его словам, цель проекта — это в первую очередь помощь компаниям, проекты в которых ведет его агентство: «Это возможность в одном месте получать последние новости и держать руку на пульсе в коммуникациях с клиентами основных направлений».

SEO-менеджер в Templatemonster.com Игорь Шулежко, который в ноябре 2018 года создал канал «E-commerce наше всё!», говорит, что хочет делиться с другими участниками рынка своим большим опытом работы в e-commerce- маркетинге. Несмотря на то что каналу нет и 3 месяцев, по словам его создателя, уже появляются запросы на размещение рекламы. «Пока ниша каналов о ретейле в Telegram свободна. Думаю, что если человек хочет делиться своими знаниями, наработками, то это отличная платформа. На мой взгляд, она удобнее, чем Facebook или LinkedIn», — отметил Игорь Шулежко.
  
В рейтинг не попал канал «Ритейл головного мозга» (https://t.me/fashionretail), у которого более 5,8 тыс. подписчиков, так как в основном его содержание рассчитано на конечного потребителя (хотя полезная информация для бизнеса там тоже встречается).



Телеграм-канал @russianretail

Телеграм-канал @russianretailАрхив «ММ»

1. Телеграм-канал «Российский ритейл»
t.me/russianretail
2328 подписчиков
Канал для участников рынка электронной коммерции. В нем публикуются анонсы деловых мероприятий по ретейлу, исследования аналитических компаний, англоязычные новости о глобальной рознице. «Мы помогаем российской рознице быть в отличной форме», — гласит девиз телеграм-канала. Его ведет Артем Родин, CEO агентства электронного маркетинга Beresta.



Телеграм-канал @retail
Телеграм-канал @retailАрхив «ММ»

2. Retail
t.me/retail
1714 подписчиков
Бизнес-канал ведут белорусские специалисты розничной торговли, публикуя основные новости и законодательные инициативы в ретейле Белоруссии, России и Украины. Канал является агрегатором новостей, правда, не всегда понятен первоисточник. В описании указано, что он «создан для обмена идеями и тенденциями с целью увеличения продаж».



Телеграм-канал @fashionprokachka
Телеграм-канал @fashionprokachkaАрхив «ММ»

3. Fashion is business
t.me/fashionprokachka
1482 подписчика
Канал создан Ольгой Штейнберг, которая является одновременно PR-директором Fashion Consulting Group и образовательного центра «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» НИУ ВШЭ (ModaHSE). В нем публикуются новости и аналитика из российских и зарубежных СМИ о фешен-ретейле, собственная информация и фотографии с различных фешен-мероприятий, мнения инсайдеров.



Телеграм-канал @ecomm1
Телеграм-канал @ecomm1Архив «ММ»

4. E-commerce наше всё!
t.me/ecomm1
1160 подписчиков
Его ведет группа дизайнеров и разработчиков российского подразделения международной компании TemplateMonster, создающая шаблоны сайтов. Основной контент — это авторские материалы маркетологов компании, есть образовательные видео.



Телеграм-канал @ecomnews
Телеграм-канал @ecomnewsАрхив «ММ»

5. E-commerce News
t.me/ecomnews
1070 подписчиков
Канал создала компания E-commerce Solutions — организатор
бизнес-мероприятий в секторе электронной коммерции. В нем публикуются аналитика по рынку от различных исследовательских компаний, анонсы деловых мероприятий по рынку e-commerce.


Как оказалось, ретейл — не самая популярная тема в Telegram. Хотя, казалось бы, очень благодатная. Здесь и про бренды, и про новые технологии, и про customer experience. Но стоящие каналы о ретейле я могу пересчитать по пальцам одной руки, а не стоящих и вовсе нет. Можно сказать, по этой тематике я ощущаю некую пустоту. Мне бы совершенно точно хотелось больше авторских каналов с мнениями и обсуждениями актуальных проблем ретейла. 

Вести канал ретейлеру не нахожу целесообразным. Во-первых, потому что формат Telegram предполагает индивидуальное авторское мнение. Именно этим и ценен. Это новое частное СМИ. Корпоративный же канал будет постоянно находиться на грани между двумя вопросами: как написать искренне и по делу, но с другой стороны, не подпортить ни с кем отношения, не подорвать свою репутацию в попытках выразить мнение неформально. Также есть опасность скатиться к прославлению компании в случае отсутствия понимания формата. Корпоративные каналы подходят только для СМИ. Но здесь у них просто другая функция — быть под рукой пользователей мессенджера, давать ему информацию там, где ему удобно.

Самые успешные и интересные каналы об инсайдах бизнеса ведут люди, для которых это не является обязанностью. Это искреннее желание рассказывать о том, «как это устроено». 

Монетизация telegram-каналов примерно такая же, как и в Instagram или YouTube, — через рекламу. Кто-то рекламирует прямо, кто-то нативно, кто-то и вовсе отказывается от подобных предложений. Стоимость рекламного поста максимально высокая, конечно, у тех блогеров, которые известны давно и за пределами Telegram. Такие, как Варламов, Лебедев, «Незыгарь» и иже с ними. Но самый интересный класс авторов, на мой взгляд, это так называемые микроинфлюенсеры. Размеры аудиторий их каналов находятся в разбросе от 1 тыс. до 50 тыс. подписчиков. Здесь цена не всегда растет прямо пропорционально размеру. В основном определяется чисто индивидуально, «по ощущениям». Чем уже тема канала, тем меньше возможность заработать на нем. Поэтому в Telegram очень много настоящих энтузиастов. Опять же повторюсь, есть авторы, которые не монетизируются и не планируют. Как правило, они неплохо зарабатывают на жизнь довольно серьезными занятиями, а Telegram у них для «чистого искусства» и для самовыражения. А есть такие, которые созданы именно для заработка.


Я создала канал больше 2 лет назад. На тот момент я занималась e-mail-маркетингом в одном модном e-commerce-проекте. Это был хороший проект, мы продавали одежду сегмента middle и немного luxe, но меня ужасно бесили все эти правила, которые считаются нормальными для маркетологов и странными для обычных людей. Мы отправляли рассылки 7 раз в неделю — так выше доход. И было невозможно объяснить, что клиентов это просто бесит! Я отвечала за контент: тексты, дизайн макетов, фото и так далее. Каждый день смотрела все рассылки крутых западных магазинов. Потом я подумала: «Я знаю столько полезной информации, знаю обо всех акциях и распродажах, надо этим делиться!» И завела канал. 

Я сразу понимала, как монетизировать канал, и мне это удалось. Не знаю, успешно ли, так как я все еще веду его очень стихийно. Но есть жесткие правила, которым я придерживаюсь с самого начала: я никогда не рекламирую то, что мне не близко и не попадает под формат.