В 2018 году объем рынка аквапарков в России составил, по оценке ГК Step by Step, около 40 млрд рублей. Как отмечают в исследовательской компании, до сих пор он ежегодно рос на 7-9%. При этом потенциальная емкость этого рынка — 550 млрд рублей. «По нашей оценке, примерно один из 10-15 человек посещает аквапарки. Если исходить из того, что при таком количестве посетителей годовая выручка аквапарков приближается к 40 млрд рублей, то потенциальную емкость мы оцениваем в диапазоне от 400 до 600 млрд рублей», — поясняют в Step by Step.


Динамика и темпы прироста рынка аквапарков(млрд рублей, %)

Где купаться
Пик строительства аквапарков пришелся на середину 2000-х годов. В среднем в стране вводили по три аквапарка в год, сегодня их всего насчитывается, по оценке Step by Step, более сотни. Как правило, аквапарки строят в мегаполисах, но есть они и в небольших городах с населением от 100 тыс. человек — это обычно курортные города, имеющие значительный туристический поток.

Как отмечают в ГК Step by Step, подавляющее большинство аквапарков представляют собой отдельно стоящие объекты (72% от всех аквапарков), остальные (28%) входят в структуру торгово-развлекательных комплексов. В числе наиболее качественных и отвечающих запросам посетителей исследователи называют «Аквамир» в Новосибирске, «Тики-Так» в Анапе, «Питерлэнд» в Петербурге, «Ривьеру» в Казани, «Н2О» в Ростове-на-Дону, «Лимпопо» в Екатеринбурге. С надеждой на пополнение этого списка указывают на недавно открывшийся в Тюмени аквапарк «ЛетоЛето» вместимостью 2,5 тыс. человек.

Из-за климата в России преобладают крытые аквапарки, открытые встречаются в основном в южных регионах. Площадь большинства крытых аквапарков варьируется от 2 тыс. до 6 тыс. м2. Крупнейшими в Step by Step называют «Аквамир» (40 тыс. м2), «Питерлэнд» (25 тыс. м2), «Н2О» (25 тыс. м2), «Карибия» (20 тыс. м2), «Ривьера» (20 тыс. м2). Открытые аквапарки обычно находятся вблизи естественных водоемов и располагаются на периферии или за городом. Они могут занимать площадь от 2 до 4 га. «Особенностью данного типа аквапарков является большое количество водных горок, аттракционов и бассейнов. Как правило, аквапарки находятся возле оживленной магистрали и имеют высокую визуальную доступность. Работа таких аквапарков подвержена сезонности: они работают с мая по октябрь», — объясняют в Step by Step. В этом сегменте крупнейшими считаются «Золотая бухта» (15 га) в Геленджике, «Коктебель» (4,4 га), «Банановая Республика» (4 га) в Евпатории, «Тики-Так» (3,5 га) в Анапе.

Дорогое удовольствие
По данным Step by Step, активность ввода новых объектов в последние годы сократилась. Причины в высоких инвестиционных затратах и особенностях управления объектом. Стоимость строительства 1 м2 крытого аквапарка, по оценке Step by Step, составляет 60-80 тыс. рублей, притом что оптимальная площадь не может быть меньше 5 тыс. м2. То есть минимальные инвестиции в строительство составляют 300 млн рублей. Кроме того, под аквапарк нужна земля, большой участок которой приобрести в центральной части города практически невозможно либо из-за высокой стоимости, либо из-за отсутствия такового. «Это приводит к тому, что большая часть аквапарков располагается за пределами городов или в периферийных районах, где отсутствует необходимая инженерная инфраструктура, как следствие — увеличение инвестиций за счет создания инфраструктуры. В среднем срок окупаемости аквапарка составляет 4-6 лет», — говорят в Step by Step.

Открыть аквапарк в нынешних экономических условиях — очень дорогое удовольствие, подтверждает Александр Кожин, владелец петербургского ТРК «Питерлэнд», в состав которого входит одноименный аквапарк. «Во-первых, все оборудование нужно покупать за рубежом, в России оно толком не производится, — поясняет он. — Ну а в связи с ростом курса валют делать это, я думаю, бессмысленно в том плане, что неизвестно, когда окупятся затраты. Недавно нам немецкая компания предлагала установить новый аттракцион, который стоит 3 млн евро. Чтобы его окупить, нужно повышать цены, а мы не готовы это делать. Добавлять какие-то новые аттракционы сложно. Хотя мы все-таки пытаемся. Сейчас запустили серфинг, причем профессиональный, когда практически формируется настоящая морская волна. Таких аттракционов в стране два, один из них у нас. Во-вторых, нужно дешевое электричество. Если нет своей энергетики, то управление аквапарком окажется очень дорогим занятием. Мы вырабатываем электричество из газа. У нас три генерации: мы получаем свое электричество (12 МВт в год), свое тепло и свой холод. Затраты на эту систему довольно высокие, стоимость 1 МВт — 1 млн евро. И это меньше, чем получать электричество от центральной сети. Но, чтобы иметь дешевое электричество, первоначально нужно вложиться в строительство своего энергоблока. И, конечно, нужна земля, с получением которой тоже все непросто. Так что, думаю, открывать сегодня большой аквапарк — идея утопическая».

Вывести на чистую воду
Управление объектом также имеет свои особенности. Как выразились в Step by Step, оно требует «высокого профессионализма от девелопера». «Однако короткая история индустрии аквапарков в России не позволила сформировать опытный менеджмент, а профессиональные операторы отсутствуют, — поясняют в компании. — Приглашать международные фирмы, которые способны управлять аквапарком, на данном этапе нецелесообразно, так как это повлечет снижение доходности бизнеса. Это приводит к множеству ошибок в девелопменте, которые выражаются в неверном проектировании объекта, неправильном месте расположения, формате и масштабе сопутствующей недвижимости».

Головная боль владельца аквапарка — безопасность посетителей, считает Александр Кожин. «Есть люди, которые не придерживаются правил, могут нырнуть, хватануть воды, и на это быстро должны отреагировать спасатели. Потому как, если что, ответственность несет оператор аквапарка или владелец, — говорит он. — Еще одна важная задача — водоочистка. Чуть меньше добавишь в воду обеззараживающих средств, есть риск появления болезнетворных микробов, больше — риск отравления».

Собственно, безопасность и чистота, как показывает опрос посетителей аквапарков в Москве и Подмосковье, проведенный «РБК. Исследования», являются ключевыми критериями их выбора. «При этом женщины выбирают аквапарки, обращая внимание на цену и скидки, — уточняет Сергей Хитров, руководитель аналитической группы «РБК Исследования рынков». — Они же более требовательны к чистоте, безопасности и разнообразию внутри аквапарка — наличию водных аттракционов и количеству бассейнов. В то же время мужчинам важно, есть ли специальные кружки для детей и аниматоры. Видимо, данная статистика связана с тем, что некоторые мужчины не прочь передать детей на профессиональное попечение, чтобы отдохнуть в аквапарке самостоятельно».

Вместо моря
Влияние экономического кризиса, в ходе которого снизилась платежеспособность россиян, представители аквапарков не заметили. По словам Александра Кожина, кризис больше повлиял на торговую часть ТРК, нежели на аквапарк. Люди все равно будут отдыхать, несмотря на финансовые трудности, считает он. С ним согласна Татьяна Морозова, коммерческий директор московского аквапарка «Ква-ква парк» (расположен в ТЦ XL Family Outlet): «Кризис благотворно влияет на наш бизнес, так как потребность населения в отдыхе никуда не уходит, а покупательная способность в отношении путешествий и отдыха за границей снижается. Аквапарк служит доступной и географически близкой заменой отдыху на море, что положительно влияет на спрос».

Сегодня пребывание в аквапарке в России весь день обойдется взрослому посетителю в среднем в 2 тыс. рублей, ребенку — в 1,2 тыс. В будни на билеты обычно устанавливается скидка в размере 10-30%.

Тем не менее, по данным «РБК Исследования рынков», доход оказывает непосредственное влияние на визиты в аквапарки, во всяком случае московские. Так, жители Москвы и ближайшего Подмосковья с самым низким и самым высоким заработком реже посещают рассматриваемые развлекательные комплексы. Как уточняет Сергей Хитров, первые отказывают себе в посещении аквапарков в силу относительно высокой цены входного билета (зачастую билеты необходимо покупать на всю семью), а вторые — в силу других причин, среди которых возможность посетить водные аттракционы в других городах и странах, а также разнообразить досуг другими форматами развлечений. Наиболее активно посещают аквапарки респонденты с доходом от 41-125 тыс. рублей в месяц. Средняя частота посещения в 2018 году составила 1,9 раза в год.

Доля респондентов, когда-либо посещавших аквапарки(% от опрошенных)

Что дальше
Более-менее стабильный интерес россиян к аквапаркам вселяет в экспертов уверенность, что и дальше этот рынок будет развиваться, несмотря на экономические трудности. Так, Татьяна Морозова уточняет, что в этом году к открытию планируются новые аквапарки в Южно-Сахалинске, Владивостоке, Белгороде, ведутся переговоры в Краснодаре и Красноярске. По данным Союза ассоциаций и партнеров индустрии развлечений (САПИР), в ближайшие несколько лет также аквапарки могут быть построены в Улан-Удэ, Великом Новгороде, Перми, Зеленоградске, Завидово, Ессентуках, Липецке, Комсомольск-на-Амуре, Керчи, Набережных Челнах, Челябинске.

А вот мнения насчет того, в каком виде будут появляться аквапарки — как самостоятельные объекты или в составе развлекательных центров, разделились. Аналитики Step by Step считают, что совмещение аквапарков с торговыми центрами неперспективно: «Для того чтобы люди хотели проводить в нем больше времени, территория аквапарка должна быть достаточно большой». С учетом ситуации на рынке торговой недвижимости в стране, когда, по данным Cushman&Wakefield, объем ввода новых торговых площадей по итогам 2018 года составил всего 483 тыс. м2, оказавшись самым низким показателем за последние 15 лет, вряд ли в ближайшее время появятся объекты с большой площадью. Даже почти двухкратный рост ввода, прогнозируемый в 2019 году, вряд ли поможет, так как он произойдет за счет средних и малых торговых центров.

Александр Кожин, напротив, считает, что будущее у такого сотрудничества есть. Причем заинтересованы в нем могут быть именно торгово-развлекательные центры, потому что во многих, по его словам, совсем беда с арендаторами из сферы торговли. «Конечно, несмотря на высокую стоимость строительства аквапарка, девелопер торгового комплекса может найти для этого возможности, если есть желание создать или привлечь проект, который генерирует поток посетителей», — говорит он.

Такого же мнения придерживается и Татьяна Морозова. «По результатам опросов, проведенных среди посетителей аквапарка, более 70% опрошенных считают несомненным преимуществом расположение аквапарка внутри ТЦ. И более 60% совмещают посещение аквапарка c совершением покупок в магазинах, — подтверждает свою мысль данными внутреннего исследования Татьяна Морозова. — За последние годы у населения сформировался устойчивый тренд в формате времяпрепровождения выходных и праздничных дней: многие семьи предпочитают посещение торговых центров в качестве альтернативы посещению каких-либо отдельных мероприятий, так как торговые центры современного формата способны удовлетворить весь комплекс потребностей посетителя: шопинг, активный отдых (в случае наличия развлекательного центра), посещение салона красоты, ресторанов, кинотеатра и даже выставок». По ее словам, несмотря на существование потенциально конкурирующих между собой вариантов проведения досуга под одной крышей, тем не менее это дает взаимовыгодную коллаборацию.

«Как Вы предпочитаете проводить свой досуг?», % от опрошенных посетителей аквапарков