Столичный аэропорт Шереметьево порой напоминает филиал Шанхая: на табло — китайские иероглифы, на стенах — надписи на китайском языке, а по терминалу лавиной идут организованные группы китайских пенсионеров и студентов. Маленькие люди с большими чемоданами громко галдят и по ходу движения скупают в лавочках алкоголь, шоколад, косметику, бижутерию — все подряд, кивая на отчеканенный вопрос продавцов «шуа ка?» («оплата картой?»).

Исторически интерес китайцев к России всегда был высоким. А последние лет пятнадцать его поддерживает в том числе безвизовый режим для туристических групп. Но после падения рубля в 2014 году начался настоящий аншлаг.

Во-первых, само путешествие в Россию в юанях стало для китайцев в 2 раза дешевле. Во-вторых, Россия на фоне европейских катаклизмов последних лет (теракты, беженцы и др.) выглядит настоящим оазисом безопасности. А китайский турист — вовсе не экстремал: едет туда, куда рекомендуют. В-третьих, в самом Китае власти в последнее время подчеркивают и презентуют дружбу с Россией: вот наши лидеры на саммите ШОС вместе едят, вот — обнимаются, вот — смеются. Для простого китайца это сигнал, что отношения между странами теплые и ехать в Россию можно.

«Не удивительно, что за 2017 год количество туристов из Поднебесной достигло 1,5 млн человек (каждый второй турист в 2017 году в России оказался из Китая). Это на 60% больше, чем в 2014 году. За первое полугодие этого года, по данным погранслужбы ФСБ России, к нам приехали 830 тыс. граждан Китая, что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Так что тренд все еще набирает силу», — говорит руководитель департамента услуг для ретейлеров Colliers International Владимир Каличава.

Средний китайский турист в 2017 году потратил за границей около $5 тыс. Только в Москве в прошлом году китайцы израсходовали более $1 млрд, заявил помощник министра иностранных дел Китая Чжан Ханьхуэй. 


Не только Кремль и Эрмитаж
Есть среди приезжих китайцев очень состоятельные люди (их около 10% от общего числа). Но они «обеспечивают» около 50% всех расходов китайских туристов в России. Мужчин среди такой публики — более 40%. Как правило, это жители крупных городов, которые на родине увлекаются скачками, яхтами и антиквариатом. А в России мешками скупают брендовые вещи в ЦУМе, ГУМе, петербургских «Галерее» и ДЛТ.

Количество туристических поездок в Россию из Китая

«Я как-то водила в ГУМ небольшую группу китайцев. Каждый из них отдал не меньше 200 тыс. рублей за меховое изделие. Потом они переместились в ювелирный отдел и с азартом стали покупать дорогие янтарные шкатулки. Потом были самые дорогие матрешки и брендовые сумочки. Но выглядели эти люди так, что никогда бы не подумала, что они могут потратить на сувениры 1 млн рублей за один присест», — рассказала одна из гидов-переводчиков.

Но в основном в Россию едет небогатый средний класс. Они путешествуют большими группами и везде доверчиво следуют за своими гидами, поскольку сами не в состоянии разобраться в местных топонимах — наши буквы и даже цифры для них непонятны.

Про китайских гидов ходит много анекдотов. Они порой рассказывают своей публике небылицы про русскую историю, традиции и быт. Но при этом неплохо зарабатывают на своих группах, завышая цены на входные билеты, собирая плату за фотографирование с совершенно бесплатными достопримечательностями и прогоняя соотечественников по сувенирным лавкам с наценкой на товар до 500%.

Особой популярностью у китайцев пользуется российский янтарь. В самом Китае его не добывают, поэтому отличить фальшивку от подлинного камня большинство китайцев не могут. Этим пользуются жулики — втюхивают туристам пластмассу под видом минерала. А наценка на такие «изделия» порой достигает 1000%. Но обычно китайцы покупают дешевую бижутерию, сувениры и украшения из янтаря и золота для подарков близким.

Оборот таких ювелирно-сувенирных лавочек может достигать нескольких миллионов рублей в день, говорят участники рынка. Принадлежат они живущим в России китайцам и работают в тесной связке с китайскими турфирмами и гидами — по-братски делят с ними прибыль от продаж и потом частично возвращают выручку в КНР. Российский бюджет на такой торговле почти не зарабатывает.

Расходы китайских путешественников за рубежом

«Китайская кооперация в России — дело обычное. Понятие «свое» для китайцев является определяющим по отношению к человеку. Если ты земляк, приятель, друг или родственник — неважно какой дальности, — ты можешь ожидать особого отношения. Если ты «свой», то тебе доверяют, тебе дают лучшую цену, тебе всегда помогут. Но, конечно, от тебя взамен ожидают того же. Китай — это общество, основанное на оказании взаимных одолжений», — поясняет глава российского филиала «Мунитор Группе» Вальдемар Вайсс.

«Типичные черты китайцев: предприимчивость и трудолюбие. Парадокс в том, что трудолюбие они проявляют на Западе, а предприимчивость — на Востоке. В России они активно работают в сфере обслуживания. Пик такой карьеры — открытие своего кафе или гостиницы», — говорят аналитики «НС-Трэйд».

Водка для аппетита
Заведения, куда водят на обед китайских туристов, также, как правило, контролируют китайцы. Обычно они предлагают соотечественникам скромный шведский стол, но из понятных китайских блюд. Что устраивает туристов значительно больше, чем посещение российского общепита.

Китайцы предпочитают есть свою еду. От нашей традиционной еды им становится нехорошо. В Москве они едят в специализированных китайских ресторанах (особенно популярны ресторан «Фуда» в МДМ и сеть «Китайские новости»). Но даже там им часто не хватает в еде перца и специй.

"Наши овощные супы — борщ и щи — они вообще не понимают. Предпочитают лапшу, рис с мясом, овощи с традиционными соусами. Не любят шоколад — он кажется им невкусным. Пьют много чая и трав для улучшения обмена веществ. Многие китайцы даже носят с собой термосы, чтобы пить отвары по часам. Также любят русскую водку (хотя она для них слабовата, для сравнения: крепость китайского аналога достигает 87%). Но пьют ее мало. Как у нас говорят — для аппетита", — рассказал один из владельцев китайского ресторана в Петербурге.

Нередко китайские туристы готовят еду в номере гостиницы, даже если это запрещено правилами. И любят кушать все вместе. Для этого одну из снятых группой комнат могут превратить в общую столовую.

С гостиницами для китайцев вообще много нюансов. «Жителей Поднебесной, например, нельзя селить на 4-м этаже и в комнатах, где в номере есть цифра 4, которая у них связана со смертью. В номере должен обязательно быть кипятильник для заваривания лапши и чая, а тапочки должны стоять по фэншуй. А еще в силу каких-то культурных особенностей китайцы не любят мыться в ванной. Используют для этих нужд пол. То, что вода при этом вытекает в номер и далее в холл, их обычно не сильно тревожит. Зато ставит на уши сотрудников отеля», — делится наблюдениями сотрудница одного из отелей.

Tax free нам в помощь
Что же все-таки нужно сделать, чтобы российский бизнес тоже начал зарабатывать на китайцах? Главное — нужно адаптировать отрасль под интересы и потребности этой аудитории.

"И многое уже сделано: дублируются на китайском вывески в общественных местах и меню в ресторанах, гостиницы, магазины, предприятия общепита получают сертификаты China Friendly. А с этого года в России введена система tax free. Это хороший дополнительный стимул для покупок, который способен повысить спрос на товары со стороны иностранцев», — говорит Владимир Каличава из Colliers International.

Действительно, по данным Минпромторга, за 5 месяцев существования проекта tax free в России покупки на общую сумму 4,7 млрд рублей совершили граждане 174 стран мира, причем более половины покупок пришлось на китайцев.

«Следующим шагом может стать отмена визового режима с Китаем. Тогда китайские туристы смогут приезжать в Россию самостоятельно, без турфирм и гидов, и будут тратить деньги там, где считают нужным, а не там, где им скажут. Тогда у российского ретейла с общепитом появится шанс получить свой кусочек китайского пирога», — говорит один из участников рынка.

«Пока же рано говорить о необходимости специальной адаптации российской сферы обслуживания к китайским покупателям. Ведь современные форматы торговли и крупные розничные сети заточены под местных жителей, а китайские общины в крупных городах России не очень велики», — говорит старший аналитик отдела исследований рынка CBRE Константин Будагян.

«Между тем присутствие китайцев в нашей стране возрастает: китайские студенты активно обучаются в российских вузах, китайские специалисты приезжают в Россию по обмену опытом, растет турпоток… Это надо использовать с умом, поскольку потенциал сотрудничества огромный. Но подстраивать под китайского потребителя всю нашу сферу услуг — это перебор. Ни под кого не надо прогибаться. И никого не надо загонять в угол. Бизнес есть бизнес. Он сам сумеет найти точки соприкосновения, оптимальные для обеих сторон. Главное — ему не мешать», — заключил аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.


Работа с китайскими предпринимателями — это не простое упражнение. Это ребус для людей с нервами-канатами. Мы пытались договориться с китайскими коллегами об аренде помещения на Цветном бульваре в Москве, в котором они хотели бы организовать ресторан для туристов из Поднебесной. Мой опыт, к сожалению, оказался отрицательным. После трехмесячных бесконечных переговоров мы наконец-то договорились и решили выдохнуть. Даже поторопились отметить заключение договора. Но за полчаса до подписания наши китайские товарищи запросили 20%-ную скидку и были отправлены «на прогулку в сад» инвестором, который вышел из себя. Он был необыкновенно расстроен. Но на русском языке выразил свои чувства лаконично и попросил больше никогда не работать с союзниками по коалиции.


Сами китайцы активно открывают тут компании и становятся провайдерами китайского бизнеса. Через них, как через окна, идет работа по России. Но совместные предприятия россиян с ними — редкость. У нас была попытка запустить совместный бизнес с китайцами. Даже создали юрлицо под проект. Но он не пошел. Договариваться о чем-то конкретном с китайцами оказалось очень сложно. Они легко говорят «да», но это «да» — просто некая форма поддержать разговор, а не принятое решение. Те, кто работает с китайцами, знают, что от слов до дела в таком партнерстве проходят годы. Таков менталитет этой нации.