Рынок ретейла — один из самых динамичных. Он не из тех, кто любит выходные и праздники: вплоть до самых последних дней декабря компании ищут сотрудников, а специалисты — работу, в офисах проходят важные переговоры с партнерами, а магазины и склады работают едва ли не круглосуточно. Со стороны все это выглядит как сложноорганизованный хаос. Но, если посмотреть изнутри, можно не только понять логику всего происходящего, но и предугадать, что произойдет в ближайшем будущем. Разберемся вместе, чем будет жить ретейл в 2019 году.

Безусловно, самой заметной тенденцией рынка ретейла является активное развитие онлайн-продаж. Владельцы магазинов одежды, обуви, электроники говорят о постоянном снижении количества покупателей и, как следствие, проданных товаров. Переход ретейлеров в Интернет произошел, конечно, не вчера, но темпы развития этого сегмента говорят о том, что его потенциал еще очень огромен и несколько ближайших лет данная тенденция будет не только сохраняться, но и лавинообразно нарастать. Мои друзья, живущие и в мегаполисах, и в небольших городах, все реже посещают торговые центры и все чаще покупают товары в таких интернет-магазинах, как Lamoda, WildBerries, ASOS, OZON. Скорее всего, и в вашем окружении есть такие люди, а возможно, вы сами одни из них.

Покупка в интернет-магазине привлекательна тем, что ощутимо экономит время. С этим согласится любой, кто хоть раз стоял в изнуряюще длинной очереди в примерочную. Кроме того, интернет-шопинг — это более широкий выбор товаров, что в случае, например, с одеждой позволяет покупателю выглядеть иначе, чем 80% жителей города. Развитие сегмента интернет-продаж позволяет прогнозировать рост числа вакансий в этой сфере на 10-15% по сравнению с 2018 годом. Зарплаты, безусловно, также вырастут, однако насколько, сказать сложно — многое в этом вопросе индивидуально и зависит от компании.

С развитием онлайн-сегмента ретейлеры приобретают все больше сходства с IT-компаниями. Их штат IT-специалистов — главным образом программистов — постоянно растет. IT-специалисты участвуют во всех бизнес-процессах компании: в логистике, создании и доработке внутренних систем, интернет-магазинов, разработке приложений. Создание и доработка CRM-систем — один из основных трендов в ретейле, они становятся все более «айтишными».

Аналитика усложняется, зачастую для анализа данных требуются сотрудники с хорошими навыками программирования. Анализ big data — еще один тренд, который становится все более актуальным в том числе и для ретейла. В 2019 году охота за программистами, очевидно, станет еще более острой: мы ожидаем рост числа вакансий на 30% по сравнению с 2018 годом. Несмотря на все усилия компаний по привлечению IT-специалистов, рынок ретейла сегодня не очень популярен среди разработчиков. В ретейле используются стандартные языки веб-разработки, типичные для проектов других отраслей, такие как JavaScript, PHP, Ruby и так далее. В условиях масштабного дефицита айтишников на рынке труда в целом практически любой специалист имеет несколько предложений о работе от компаний из различных индустрий.

Приоритет в этом списке программисты предсказуемо отдают профильным IT-компаниям. Преимуществом ретейла в данном случае может стать, как ни странно, его недостаток. То, что отрасль не слишком популярна среди IT-специалистов, означает, что в ней есть возможность реализовать уникальный digital-проект, сделать что-то новое, по-настоящему интересное и стоящее. Зарплаты IT-специалистов в ретейле в текущем году были чуть ниже, чем в среднем по рынку, поэтому потенциал для роста зарплат большой. Любопытно, что нередко российские ретейлеры готовы предлагать айтишникам более высокое вознаграждение, чем их международные конкуренты.

Автоматизация закупок — еще один крайне важный тренд в ретейле. Даже если на секунду забыть об экспериментах Amazon с полной автоматизацией процесса закупок, нельзя не заметить, что развитие в этом направлении идет семимильными шагами. Вспоминается аналитика, с которой я познакомилась порядка 10 лет назад: авторы констатировали, что некоторые товары в ретейле проходят цепочку из 15 перекупщиков, прежде чем попадают к конечному потребителю.

Сегодня объемы оптовых продаж сокращаются, а вместе с тем уменьшается и количество перекупщиков. Как следствие — на рынке труда появляется все больше специалистов по закупкам. Уже сейчас ощущается дисбаланс между их зарплатными ожиданиями и размером вознаграждения, которое готовы предложить им работодатели. В 2019 году этот разрыв, очевидно, увеличится. Объясняется это тем, что еще несколько лет назад позиция специалиста или менеджера по закупкам была очень высокодоходной (оклад мог достигать 230 тыс. рублей) и представители этой профессии еще не успели адаптироваться к рынку, на котором они стали ощутимо менее востребованными. В этом году зарплата таких сотрудников составляла в среднем 120-130 тыс. рублей, примерно такой же она останется и в 2019-м.

В наступающем году возрастет спрос на специалистов в сфере эксплуатации, региональных и операционных директоров розницы. Причем, по нашим оценкам, порядка 70% вакансий откроются в результате расставания с текущим сотрудником. Это связано с тем, что ретейлерам нужны новые подходы к привлечению покупателей, зачастую перед руководителями ставятся задачи по оптимизации расходов, быстрой экспансии новой сети или сети, работающей по франшизе. К сожалению, многие сотрудники не могут или не хотят ничего менять в своей работе, и показатели продаж либо падают, либо растут незначительно. Уровень зарплат в этом сегменте останется примерно таким же, как в текущем году. Оклады специалистов в сфере эксплуатации колеблются в настоящее время от 60 тыс. до 170 тыс. рублей. Операционные директора в среднем по России зарабатывают порядка 350 тыс. рублей, региональные директора — порядка 150 тыс. рублей. В Москве зарплаты несколько выше, они сильно зависят от сети и количества магазинов, находящихся в зоне ответственности директора.

Строительство складов, автоматизация складских и логистических процессов по всей России становится одной из главных задач на рынке ретейла. Неизбежно возрастает спрос на специалистов, которые имеют опыт выстраивания логистических процессов либо работали над совершенствованием процессов логистики. Диджитализация складских процессов выходит на новый уровень, сегодня уже никого не удивишь WMS-системами. Появляются позиции на стыке профессий, например руководитель проектов по автоматизации логистических процессов и продаж. Этот человек работает на стыке IT и логистики. Спрос на подобных специалистов сохранится и в следующем году. Уровень заработной платы, как и прежде, будет зависеть от сложности и длительности конкретного проекта.

Даже беглый взгляд на ретейл позволяет понять, насколько быстрыми темпами развивается эта индустрия. Сложноорганизованный хаос живет по своим законам и в принципе может быть предсказуем. Главное — на секунду остановиться и присмотреться к нему повнимательнее.