Х5 Retail Group создает фармацевтический маркетплейс на базе интернет-магазина Perekrestok.ru. Для этого было заключено соглашение между дочерней структурой X5 ОМНИ, интернет-магазином «Перекресток-онлайн» и группой компаний «САНТЭНС».

Маркетплейс заработает до конца года. На сайте онлайн-магазина «Перекресток» появится специальная «витрина» — apteka.perekrestok.ru, где производители фармпрепаратов смогут выставлять свои товары напрямую, а покупатели — заказывать лекарства, а оплачивать и забирать их в одном из аптечных пунктов выдачи (АПВЗ) в магазинах торговых сетей X5.

Речь идет о создании в течение 6 лет 1,4 тыс. аптечных пунктов выдачи заказов. По сути, это будут обычные аптеки, открытые в магазинах «Пятерочка», в которых покупатели смогут оплачивать и забирать заказанные на маркетплейсе лекарства. Сколько аптек будет открыто к моменту запуска маркетплейса на конец года, в Х5 не уточнили.

Посмотреть рейтинг ТОП-20 аптечных сетей в России можно здесь



На первом этапе партнерами Х5 в создании маркетплейса стали несколько фармкомпаний: Межрегиональная розничная фармацевтическая компания (МРФК) экс-совладельцев «36,6» Ивана Саганелидзе и Владимира Кинцурашвили, а также две компании, входящие в аптечное партнерство «ИРИС», — «Медэкспорт — Северная Звезда» (сеть «Фармакопейка») и «Здравсервис» («Твой доктор»). Это аптечное партнерство создано для консолидированных закупок лекарственных препаратов, для того чтобы противостоять в конкурентной борьбе с лидерами рынка. В рейтинге топ-20 аптечных сетей по выручке сети «Фармакопейка» и «Твой доктор» занимают 11-ю строчку с консолидированной выручкой 18,16 млрд рублей по итогам 2018 года, по версии AlphaRM.

МРФК в течение 4 лет откроет 450 аптечных пунктов выдачи в Южном федеральном округе, а участники аптечного партнерства «ИРИС» — до конца 2025 года 950 аптечных пунктов выдачи заказов в магазинах «Пятерочка». Доставку лекарств от производителя до АПВЗ обеспечит «САНТЭНС».


Таким образом, Х5 Retail Group снова пытается выйти на розничный аптечный рынок.



Аналогичный проект готовит к запуску второй по выручке в России среди FMCG сетей «Магнит». В конце 2018 года он приобрел крупного фармдистрибьютора «СИА Групп». Сделка была нужна для экспансии на аптечный рынок. В планах компании открыть до конца 2019 года 2 тыс. аптек (на 1 апреля работало 123 аптеки).

Как сообщала журналистам руководитель направления «Здоровье и красота» сети «Магнит» Валерия Солок, компания работает над запуском интернет-магазина, в котором будут продавать продукты, косметику и лекарства. По ее словам, если продажу лекарств через Интернет разрешат, они будут развивать службу доставки лекарств на дом, если нет, то ограничатся доставкой в аптеки по предварительному заказу.  

Несостоявшиеся партнерства
Х5 пыталась выйти на аптечный рынок еще 11 лет назад, получив в 2008 году 8,45% акций аптечной группы «A5» (основана в 2006 году) и опцион на 100% А5 до 2013 года. У аптечной сети появилось приоритетное право открывать аптеки А5 в магазинах Х5 («Перекрестках» и «Пятерочках») на территории торгового зала в формате «магазин в магазине». Однако проект так и не был реализован.

В 2014 году стороны снова вели переговоры о партнерстве, но уже речь шла о коммерческом соглашении, без опциона. А5 планировала в течение двух лет открыть 1000 аптек в магазинах X5 Retail Group. Но тоже что-то сорвалось. 

Осенью 2018 года в магазинах сетей X5 работало около 850 аптек, и в рамках оптимизации было закрыто около 100 аптек.



В 2016 году X5 Retail Group и дистрибутор лекарств "СИА Интернейшнл" заключили соглашение об открытии на площадях магазинов Х5 более 3,3 тыс. аптек до конца 2020 года. В планах было открытие аптек под двумя брендами: «А-мега» — в формате дискаунтера и «Да здоров» — для потребителей со средним достатком. Сейчас открыто несколько сотен аптек, уточнили в пресс-службе Х5. Как писали СМИ осенью 2018 года, на тот момент в магазинах сетей X5 работало около 850 точек, и в рамках оптимизации было закрыто около 100 аптек.

Я со скептицизмом отношусь к заявленной инициативе Х5 по поводу ее фармацевтического маркетплейса.



«Я со скептицизмом отношусь к заявленной инициативе Х5 по поводу ее фармацевтического маркетплейса. Она уже ни первый, и даже ни второй раз пытается выйти на этот рынок, это уже пятая или шестая попытка. Но возможно, компания учтет все предыдущие ошибки и на этот раз сможет реализовать проект, хоть это не просто. Розничный аптечный рынок сильно меняется: он становится все более конкурентным, выйти на него просто через открытие аптек, которые есть на каждом углу, уже невозможно. И сегодня основной центр прибыли в фармбизнесе сместился от ретейла к дистрибьюторам. И сделка «Магнита» по покупке крупнейшего дистрибьютора дистрибьютора лекарств «СИА групп» у Marathon Group выглядит наиболее логичной. То есть «Магнит» пытается зарабатывать на всей товаропроводящей цепочке. Насколько очередной перезапуск Х5 будет успешным посмотрим", - отметил генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков.

В 2017 году «Юлмарт» объявил, что создает фармацевтический маркетплейс с ГК «Эркафарм», которая объединяет несколько сетей аптек. Стороны планировали запустить маркетплейс «Ю-Фарма» на сайте «Юлмарта», где планировали представить более 10 тыс. наименований лекарственных препаратов. Управлять ассортиментом должен был «Эркафарм». Однако проект так и не получил развитие. В настоящее время на сайте «Юлмарта» раздел «Ваша аптека» представлен парой десятков позиций.

Мы будем расширять подкатегорию «Красота и здоровье», в основном за счет подключения поставщиков по договору комиссии. Спрос на лекарственные препараты среди наших пользователей есть. Мы сейчас не планируем развивать это направление: не видим целесообразной реализацию лекарственных препаратов в текущем формате законопроекта. Мы же фокусируемся на товарах для красоты, витаминных комплексах, спортивном питании и БАДах. 

Маркетплейсы, специализирующиеся на продаже лекарственных препаратов, в России безусловно появятся. Пока рынок сдерживает закон. Варианты, которые реализованы, либо не законны или «на грани». И самое важное, бронирование в аптеке и доставка — это разные вещи.



В настоящее время лекарствами торгуют такие онлайн-игроки, как «Утконос», Ozon, «Онлайн трейд». Появился раздел «лекарственные препараты» и у крупнейшего по выручке маркетплейса Wildberries. Однако, в нем продаются только БАДы и витаминные добавки. В пресс-службе компании заверили, что планов вводить в ассортимент лекарственные препараты пока нет. 


Продажа лекарств на онлайн-площадке «Wildberries»
Продажа лекарств на онлайн-площадке «Wildberries»Архив «ММ»



Среди специализированные фармацевтических онлайн-ресурсов, предлагающих бронирование лекарственных препаратов, чистых маркетплейсов нет. В России по похожей схеме работает всего два игрока - «Аптека.ру» (принадлежит дистрибьютору «Катрен») и «Здравсити» (проект фармдистрибьютора «Протек»). Но назвать их полноценными маркетплейсами в привычном понимании, когда на онлайн-площадке представлен товар разных поставщиков и производителей, сложно.

В частности, на «Аптека.ру» до 25 тыс позиций товаров, при бронировании нужной позиции, ее можно забрать в одном из партнерских аптек. Скорей всего онлайн-витрина «Аптека.ру» - это ассортимент из портфеля ее дистрибьютора «Катрен». «Мы получаем товары напрямую от производителей. Выходит, что товары, заказанные на Apteka.ru, поступают в аптеку напрямую с нашего склада без посредников или перекупщиков», - говорится на сайте «Аптека.ру».

Сервис «Аптека.ру» второй год подряд занимает третье место в рейтинге крупнейших аптечных сайтов мира, который делает SimilarWeb



«Аптека.ру» очень круто зашел на рынок. По оценкам самой компании, в 2017 году на ее сайте было оформлено 8 млн заказов-бронирований, а весь рынок онлайн-бронирований, «Аптека.ру» оценила в 14 млрд рублей, на котором она занимает 50%", - отметил Иван Федяков, недоумевая, почему ранее другие игроки не запустили аналогичные проекты. 

Кстати, сервис «Аптека.ру» второй год подряд занимает третье место в рейтинге крупнейших аптечных сайтов мира, который делает SimilarWeb. Первые два места заняли американские ресурсы drugs.com и cvs.com. Сайты оцениваются по совокупности показателей: трафик, глубина просмотра, время, проведенное на сайте, количество отказов. При этом в тройке лидеров у Apteka.ru самые высокие показатели по просмотру страниц (5,76 шт. за одно посещение) и времени, проведенному на сайте – в 2,5 раза дольше, чем на сайте-лидере рейтинга.

Запрет торговать онлайн
Основная проблема, которая сдерживает развитие фармацевтических маркетплейсов, — это запрет продавать лекарственные препараты через Интернет. Соответствующий документ был принят еще в 1998 году (№55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…». Он запрещает розничную торговлю в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах не допускается продажа продовольственных товаров, лекарственных препаратов, медицинских изделий и другое.

К выходу на этот рынок новых игроков традиционные аптечные сети относятся негативно. 



Однако компании научились обходить этот запрет. Многие аптечные сети запускают собственные интернет-магазины, в которых можно забронировать товар и забрать его в ближайшей аптеке. Но есть и такие интернет-аптеки, которые привозят на дом препараты. Как правило, этим грешат региональные игроки.

К выходу на этот рынок новых игроков традиционные аптечные сети относятся негативно. Так, например, осенью 2018 года Союз профессиональных фармацевтических организаций жаловался в Росздравнадзор и прокуратуру на запуск на Ozon.ru продажи лекарств с курьерской доставкой. Росздравнадзор вынес ретейлеру предостережение. Однако прокуратура Москвы оснований для блокировки сайта не нашла. В ходе проверки выяснилось, что Ozon.ru оформил лицензию на реализацию фармацевтической продукции через аптечный пункт, а контракт на доставку заключил с отдельным юрлицом. По похожей схеме работают еще несколько сайтов — аптека.ру, piluli.ru, zdravsity.ru.

По итогам I квартала 2019 года интернет-проекты суммарно занимали 1,1% российского рынка без учета льготного лекарственного обеспечения.



По данным аналитической компании RNC Pharma, по итогам I квартала 2019 года интернет-проекты суммарно занимали 1,1% российского рынка (без учета льготного лекарственного обеспечения). В «Пилюли.ру» и «Здравсити» не стали комментировать перспективы развития интернет-торговли лекарствами с учетом выхода на рынок такого крупного игрока, как X5.

Вопрос о снятии запрета продажи лекарств через Интернет обсуждается в России несколько лет. Министерство здравоохранения РФ разработало законопроект, который разрешит online-продажу лекарств. Торговать дистанционно, через сайт позволят только безрецептурными препаратами.

Госдума приняла его в первом чтении в конце 2017 года. Затем полтора года документ пролежал без движения. В мае 2019 года комитет Госдумы по охране здоровья подготовил поправки ко второму чтению закона. Главное новшество — купленные в Интернете лекарства смогут доставлять только «специалисты с фармацевтическим или медицинским (ветеринарным) образованием». То есть фармацевтам и провизорам придется переквалифицироваться в курьеры, что вряд ли их заинтересует. Планируется, что закон вступит в силу с января 2020 года.

Максимальное наказание за смерть покупателей от приема купленных через Интернет подделок — до 10 лет лишения свободы. 



Еще до снятия запрета на продажу лекарств в сети депутаты озаботились проблемой поддельных препаратов, которые могут нанести вред здоровью. В октябре 2018 года более 40 депутатов во главе с Ириной Яровой внесли в Госдуму законопроект об ответственности за оборот в интернет-магазинах фальшивых, некачественных и незарегистрированных лекарств. Максимальное наказание за смерть покупателей от приема купленных через Интернет подделок — до 10 лет лишения свободы.

«Сложнее всего отслеживать подделки, а при онлайн-торговле не все покупают у лицензированных компаний, многие ведутся на низкие цены и покупают где попало. Что касается онлайн-продаж, а точнее заказа и выдачи потом в пункте, это направление активно развивается и продолжает набирать обороты. Есть сети, которые быстрее подхватывают новые направления развития, а есть — которые медленнее», — считает Марина Чернявская, основатель компании GART.

Сейчас онлайн-продажа лекарственных препаратов сдерживается искусственно (закон о снятии запрета на продажу ЛП до сих пор не принят). Если запрет отменят, то, можно сказать, случится бум, но на уровне потребителей. Большинство компаний в этом сегменте уже заявились, они просто расширят ассортимент.

Для примера: в США или Великобритании безрецептурные лекарства в онлайне спокойно продаются, да и рецептурные можно заказать с доставкой на дом, но только после регистрации рецепта в системе.

У X5 до сих пор в рамках онлайн-магазина «Перекресток» фактически не было категории товаров для красоты и здоровья. Очевидно, что в этом смысле компания отставала от своих конкурентов, абсолютное большинство онлайн-ретейлеров эту продукцию давно ввели в свой ассортимент. Это важно, наверное, не столько для увеличения выручки, сколько для предоставления потребителю максимума сервиса. 

Понятно, что для работы с товарами для здоровья и красоты требуются специальные компетенции, собственно, для того чтобы получить к ним доступ, компания привлекает партнеров. Это дешевле и быстрее, чем разбираться в хитросплетениях фармрынка самостоятельно. Нельзя сказать, что проект обречен на удачу, но базовый подход вполне логичен и имеет все шансы на успешную реализацию.



Над текстом работали Амера Карлос и Мария Тирская.