Успех японских круглосуточных магазинов, плотно интегрированных в экономику не только азиатского региона, но, пожалуй, всего мира, зиждется на трех составляющих: умении адаптироваться под потребности локального потребителя, инновационном подходе к бизнесу и способности стать максимально удобными для покупателей. Японцы уловили главный азиатский тренд — рост числа домохозяйств с одним-двумя людьми, нуждающихся в компактных готовых продуктовых решениях.

Япония сумела сделать свои круглосуточные магазины мировым брендом и даже трендом: их число растет в большинстве стран — в основном за счет новых торговых точек трех основных игроков — Seven Eleven, FamilyMart и Lawson. В самой Японии количество магазинов повседневного спроса перевалило за 50 тыс., это больше, чем АЗС (34 706) и почтовых отделений (24 542). Столько же одна Seven Eleven открыла за рубежом, три четверти из которых расположены в странах Азии. За ней по пятам идут FamilyMart и Lawson.

Японская мудрость гласит: «Море потому велико, что и мелкими речками не брезгует», японские ретейлеры ежедневно воплощают эту мудрость в своей экспансии, активно сотрудничая с малым и средним бизнесом стран, в которые они заходят.

Это основное отличие японских сетей — впитывать в себя малый и средний бизнес стран розничной экспансии. Большая часть товаров в сети поставляется локальными производителями и поставщиками.

Во-вторых, японские производители увеличили продажи за счет элементарного решения: используя то, что западных туристов в регионе все больше, они массово дублируют названия и описания товаров на английском.

В-третьих, японские сети, уловив тренд нехватки времени у молодежи, смогли предложить быстрые продуктовые решения для завтрака, обеда и ужина на ходу. И, наконец, внимание к потребительским особенностям каждой страны позволяет японским магазинам повседневного спроса получать дополнительный доход на таких необычных для ретейла направлениях, как доставка товаров, пункты выдачи товаров из онлайн-магазинов, выдача денег по банковским депозитам, печать фотографий и многое другое.

Японское будущее в Таиланде
Позиции японских ретейлеров, успевших попасть в авангард потребительского бума в Таиланде и отчасти его сформировавших, особенно сильны. По состоянию на 2019 год в стране свыше 11 тыс. магазинов Seven Eleven и более 3 тыс. FamilyMart. В каком-то смысле Таиланд стал лабораторией новейших разработок в сфере розничной торговли и технологий. Особое место Таиланда подчеркивает и тот факт, что конгломерат японской компании Seven & I Holdings Co, управляющий сетями бренда в 17 странах, расположен в Бангкоке. По количеству торговых точек и числа потребителей Таиланд для этой сети — страна №2 (после собственно Японии): свыше 11 тыс. магазинов, которые обслуживают почти 12 млн покупателей в день.



Помимо продажи товаров повседневного спроса, тайские магазины сети Seven Eleven принимают оплату счетов за коммунальные услуги, выдают банковские депозиты, служат точками выдачи товаров, заказанных на онлайн-сервисах. Именно в Таиланде апробируются новые технологические разработки, такие как распознавание лиц, применение искусственного интеллекта в программах лояльности, а также для мониторинга и анализа деятельности персонала.

Опыт Тайваня: пять в одном
Тайваньский опыт продвижения японских сетей в отдельно взятой стране не менее интересен, чем опыт Таиланда. Благодаря большой концентрации японские сети и здесь активно развивают дополнительные способы заработка, эксплуатируя собственные логистические возможности. Кстати, в Тайване самая плотная сеть магазинов у дома в мире: один магазин обслуживает не более 2300 человек, всего число торговых точек повседневного спроса на островном государстве с населением 23 млн человек превышает 10 тыс.



Высокая плотность магазинов в сочетании с предпочтением местных жителей к наличным взаиморасчетам сделали японские сети частью рынка электронной коммерции: почти 85% продаж осуществляется в магазинах, а не онлайн. Рынок интернет-продаж в стране оценивается в $35 млрд, в 2018 году он вырос на 11% по сравнению с 2017-м. Сотрудничество интернет-магазинов с магазинами у дома выгодно обеим сторонам: первые таким образом решают проблему недоверия к расчетам в Интернете, вторые увеличивают свою прибыль. По расчетам руководства FamilyMart, в ближайшие 5 лет поступления от электронной коммерции должны вырасти до 10% в общей структуре дохода представительства сети в Тайване.



Высокая плотность и удобный график работы позволяют розничным сетям успешно конкурировать с почтовой службой страны. Удобное расположение торговых точек сетей с не менее удобным графиком работы привело к тому, что местные жители с удовольствием эксплуатируют розничную логистику в качестве пересылки вещей с одной части острова в другую. Например, для перевозки книг из университета и обратно или для отправки вещей по новому месту жительства.



В прошлом году Seven Eleven установила в большинстве своих тайваньских магазинов систему iBon, которая позволяет оплачивать штрафы за парковку, приобретать билеты на поезд или концерт, печатать фотографии.

Китайская головоломка
Общее количество японских мини-маркетов в Китае — не больше 5500. Если учесть, что всего в Китае работает 106 тыс. магазинов повседневного спроса, то доля японцев в натуральном выражении не превышает 5%. Для страны, опутавшей сетями своих магазинов у дома всю Азию и половину остального мира, результат невыдающийся.

Основные причины медленного роста — дорогие коммунальные услуги, постоянно растущая средняя заработная плата в стране и дефицит кадров. По свидетельству представителей японских ретейлеров в Китае, в стране с полуторамиллиардным населением найти персонал для новых магазинов крайне сложно.



Тем не менее Lаwson на днях озвучил планы довести общее число магазинов под своим брендом до 20 тыс. (сейчас у компании чуть больше 1 тыс. точек в Китае). Амбиции Seven Eleven и FamilyMart по завоеванию китайского рынка не уступают планам конкурента. Японских ретейлеров привлекает рост рынка, который оценивается экспертами двузначными цифрами: на 23% вырос совокупный оборот круглосуточных магазинов, на 31% — их общее число. И, судя по не высокой для азиатского региона плотности торговых точек, рынок далек до насыщения.

Если кадровый вопрос японцы собираются решать с помощью технологий самообслуживания, а вопрос с растущими затратами на коммунальные услуги — с помощью технологий энергосбережения, то очевидных идей по привлечению китайских потребителей у японских компаний нет. Пока японские бренды притягивают к себе в основном туристов, в частности японских, поток которых в Поднебесную последние несколько лет увеличивается. Китайский потребитель японский сервис не оценил, предпочитая отечественные сети, которые, по оценкам экспертов, выигрывают в креативности.

Вьетнамская версия таиландского успеха
Во Вьетнаме японские сети пытаются оседлать ту же лошадь, что и в Таиланде: смену потребительских привычек у местных жителей. Рынок розничной торговли в стране большой, и львиная его часть приходится на традиционные формы: рынки, торговые точки, уличную торговлю. Одновременно эксперты отмечают бурный рост магазинов у дома и сокращение посещений вьетнамцами рынков в пользу походов по сетевым магазинам. Вьетнам входит в пятерку самых конкурентоспособных розничных рынков и является привлекательным местом для крупнейших ретейлерских компаний со всего мира.

Японские ретейлеры все силы бросили на то, чтобы не упустить момент, завоевывая лояльность вьетнамских потребителей за счет качественных товаров, хорошего сервиса, отлаженной логистики и удобства «единого окна», когда в мини-маркете можно не только купить продукты, но и оплатить и получить товары, заказанные онлайн, а также оплатить коммунальные услуги.

Основными трудностями, с которыми приходится работать иностранным розничным сетям, являются бюрократические барьеры, рост стоимости земли под строительство коммерческой недвижимости и конкуренция со стороны вьетнамских ретейлеров, которые в меньшей степени подвержены административному давлению, чем иностранные инвесторы. Однако, по мнению последних, все эти неудобства компенсирует 13%-ный рост розничного рынка, емкость которого в начале 2019 года достигла $230 млрд.

Малайзия — тайваньский сценарий
Малайзия — островное-полуостровное государство, разделенное на две части Южно-Китайским морем, в котором проживает 31 млн человек. Высокая потребительская активность его жителей, интенсивно стимулируемая правительством, заставляет сети инвестировать в строительство новых торговых точек. Seven Eleven вводит в строй по 200 магазинов ежегодно, сейчас эта сеть самая крупная в стране, численность ее магазинов превышает 2 тыс. Компания публично задекларировала в прошлом году рост прибыли на 21%. Всего в монархии около 9000 тысяч магазинов повседневного спроса, и, по мнению основных игроков рынка, до удовлетворения существующего спроса пока очень далеко.

Основное преимущество японских магазинов — способность обеспечить малазийцев свежими продуктами, а также быстрыми решениями для обеда и ужина, востребованными малазийцами из-за быстрого ритма жизни и необходимости перекусывать на ходу. Технология собственных брендированных продуктовых решений, опробованная по всей Юго-Восточной области, оказалась востребованной и в третьей экономике Юго-Восточной Азии.