Термин dark store с английского переводится как «темный магазин». Темный — потому что нет обычных покупателей, а магазин — потому что визуально похож: те же стеллажи, проходы между ними, товар на полках. Только вместо ценников штрихкоды. По ним сборщики заказов быстро находят нужный товар благодаря специальным терминалам, которые крепятся на руку.  

По сути это тот же склад, но рассчитанный только на сбор онлайн-заказов. В отличие от распределительного центра, где товар хранится упаковками либо паллетами, в dark store все процессы оптимизированы под штучную сборку. А сам термин dark store ввел британский ретейлер Tesco. Кроме него, сегодня такие форматы развивают Ocado, Amazon, Waitrose.  




«Мы внимательно изучали принцип работы британских коллег, и, если сравнить наши dark store, они будут очень похожи. Нам в принципе нравится бизнес-модель Tesco, мы много у нее переняли. И тот путь эволюции, который она проходила за 10 лет, мы проходим быстрее», — говорит директор по электронной коммерции торговой сети «Перекресток» Денис Васильев.

Dark store в России
В России формат dark store первым стал развивать лидер продуктовой розницы X5 Retail Group для сети супермаркетов «Перекресток», которая с весны 2017 года запустила онлайн-торговлю. До 1 октября этого года заказать продукты по Интернету могли только жители Москвы и ближайшего пригорода. Теперь интернет-магазин заработал и в Петербурге. Кстати, X5 Retail Group стала вторым ретейлером, запустившим онлайн-торговлю продуктами питания в России среди федеральных игроков. Первой стала сеть «О’Кей», предложившая эту услугу покупателям в 2015 году.    

Для организации онлайн-торговли X5 Retail Group решила использовать формат dark store. Первый dark store был открыт в августе этого года в Москве, второй - 1 октября в Петербурге, в его строительство компания инвестировала 150 млн рублей. Для сравнения: «О’Кей» осуществляет сборку онлайн-заказов в своих магазинах. 

В dark store все аллеи пронумерованы, у каждого товара есть номер места, полки и ячейки. Это сделано для быстрого ориентирования и нахождения товара.
В dark store все аллеи пронумерованы, у каждого товара есть номер места, полки и ячейки. Это сделано для быстрого ориентирования и нахождения товара.Архив «ММ»
Штрик-код, по которому можно определить номер ряда, стеллажа, полки и ячейки товара
Штрик-код, по которому можно определить номер ряда, стеллажа, полки и ячейки товараАрхив «ММ»
Зеленые ящики, в которые сборщики упаковывают онлайн-заказы для доставки клиенту
Зеленые ящики, в которые сборщики упаковывают онлайн-заказы для доставки клиентуАрхив «ММ»
Зона обычного хранения (сухая зона), где хранятся товары, не требующие специального температурного хранения.
Зона обычного хранения (сухая зона), где хранятся товары, не требующие специального температурного хранения. Архив «ММ»
Зеленый пакет предназначен для доставки охлажденной продукции, синий – для замороженной, в желтый - кладется товар-замена, красный - товар, в котором, например, может быть  помята упаковка.
Зеленый пакет предназначен для доставки охлажденной продукции, синий – для замороженной, в желтый - кладется товар-замена, красный - товар, в котором, например, может быть помята упаковка. Архив «ММ»
Зона для хранения охлажденных товаров и овощей-фруктов. Это фактически огромный холодильник, в котором поддерживается t 2-4 С.
Зона для хранения охлажденных товаров и овощей-фруктов. Это фактически огромный холодильник, в котором поддерживается t 2-4 С.Архив «ММ»
Сотрудник подбора и наполнения товара (размещают товар на полках и собирают онлайн-заказы) имеет индивидуальный терминал сбора данных, который выдает ему все задания, которые он должен сделать.
Сотрудник подбора и наполнения товара (размещают товар на полках и собирают онлайн-заказы) имеет индивидуальный терминал сбора данных, который выдает ему все задания, которые он должен сделать.Архив «ММ»
Все сотрудники проходят в dark store по отпечатку пальца
Все сотрудники проходят в dark store по отпечатку пальцаАрхив «ММ»
В dark store установлены сотни видеокамер для расследования инцидентов.  В любой момент времени можно посмотреть в какую ячейку и сколько он положил товара.
В dark store установлены сотни видеокамер для расследования инцидентов. В любой момент времени можно посмотреть в какую ячейку и сколько он положил товара.Архив «ММ»



Dark store — это большой склад прямоугольной формы площадью 3,7 тыс. м2 в Москве и 6,9 тыс. м2 в Петербурге. Он поделен на две части: зону обычного хранения (сухая зона), где находятся товары, не требующие специального температурного хранения, и зону для охлажденных продуктов (мясо, рыба), в которой поддерживается температура 2-4 градуса. Склад работает по такому же принципу, как любой розничный магазин Х5: 60% товара везется в него с РЦ, а 40% привозят поставщики.

В результате этого процент подбора товара из того, что заказал клиент на сайте «Перекрестка», составляет 99,5%, а у коллег по рынку — 70%.  



«Мы очень внимательно подошли к хранению охлажденных и fresh-продуктов, потому что добавленная стоимость того сервиса, который мы хотим оказывать, — это как раз сложная температурная доставка. И колоссальные инвестиции, которые были сделаны в dark store, пошли на построение в целом холодной цепочки доставки товаров в холодильники. У нас холодная цепочка не прерывается нигде. Поставщики нам привозят товар в термофургонах, они тут же попадают в большой холодильник, и все процессы, которые происходят с товаром, происходят в холодильнике. И, когда осуществляется доставка, товар тоже помещается в термофургон», — говорит Денис Васильев.

Система управления dark store знает, какой товар на какой полке лежит, сколько заказов на конкретный товар уже есть, при необходимости система подсказывает, какого товара не хватает. В рознице это более сложная система, так как нет адресного хранения, в отличие от склада. В результате этого процент подбора товара из того, что заказал клиент на сайте «Перекрестка», составляет 99,5%, а у коллег по рынку — 70%, подсчитали в Х5.

Как устроена работа dark store
Несмотря на то что Х5 построила dark store всего лишь первого поколения, но и в нем за сотрудника все решает компьютер. Всей работой управляет система управления складом, а сборщики-комплектовщики, по сути, выполняют ее команды. Кстати, одни и те же сотрудники занимаются и выкладкой товаров на полки, и сбором онлайн-заказов.

Весь склад поделен на аллеи. Например, в петербургском dark store их 40: первые 20 аллей предназначены для хранения товаров, не требующих специальных условий (бакалея, средства гигиены, зоотовары и т.д.), а аллеи 21-40 находятся в зоне охлажденных товаров (мясо, рыба, колбасы и т.д.).

Каждый товар имеет свой адрес хранения, который можно узнать через специальный терминал. Индивидуальный терминал сбора данных выдается каждому сотруднику dark store. Например, забив в поиске «мука «Макфа», получаешь на экране номер аллеи, места, полки и ячейки. Каждая ячейка имеет свой штрихкод, отсканировав который можно узнать, какой товар здесь должен храниться.

При сборе онлайн-заказа передвижения сборщиков также продуманы. Маршрут сбора товара построен таким образом, что сотрудник идет зигзагом и последний товар берет с полки уже перед зоной упаковки.



Таким образом, сортировщики знают, куда поставить товар, когда он прибыл на склад и откуда взять при сборке онлайн-заказа. Причем каждое действие сотрудника просчитано с точки зрения эффективности и временных затрат буквально до мелочей. Например, когда сборщик занимается приемом товара и выкладкой его на полки, сначала он собирает весь товар в большую тележку (ролл-кейдж), а потом развозит в ней товар по полкам. Система делает так, чтобы в этой тележке был товар только с одной аллеи, а не разных, чтобы при размещении товара сортировщику не пришлось обходить весь склад.   

При сборе онлайн-заказа передвижения сборщиков также продуманы. Маршрут сбора товара построен таким образом, что сотрудник идет зигзагом и последний товар берет с полки уже перед зоной упаковки. Там есть пост, на котором специально обученный человек закрывает коробку заказа крышкой, сканирует штрихкод ящика и распечатывает наклейку с номером маршрута и адресом клиента.

Пакеты четырех цветов
Сборщики «Перекрестка» упаковывают товары в пакеты разного цвета, всего их четыре. Зеленый пакет предназначен для доставки охлажденной продукции, в синий кладется замороженный продукт, который надо сразу переложить в холодильник.

Цель Х5 выйти в следующем году на 15-16 заказов в рамках одного рейса в Петербурге. Средний чек сегодня и в Москве, и в Петербурге одинаковый — 3,5 тыс. рублей. Цель компании — выполнять 3 тыс. заказов в день. 



В желтый пакет с надписью «Обратите внимание» кладется товар-замена, если заказанной позиции не было в данный момент на складе и клиент решает, брать или не брать. Красный пакет тоже идет с надписью «Обратите внимание». В нем могут оказаться товары, которые в принципе соответствовали заказанному, но выбиваются из стандартных рамок магазина. Например, сеть гарантирует доставку товара клиенту со сроком годности не менее 50%, а оказалось, что на момент заказа осталась позиция со сроком годности 45%.

«Это является нарушением наших договоренностей с клиентом, поэтому мы кладем товар в красный пакет, для того чтобы клиент обратил внимание и решил, брать или нет. Или, например, в пакете может оказаться товар с мятой коробкой», — говорит Денис Васильев, уверяя, что на любом этапе, вплоть до момента доставки товара домой, клиент может от заказанной позиции отказаться.

В настоящее время московский dark store обслуживает 120 грузовиков, петербургский — 20. Одна машина в Петербурге везет шесть-семь заказов за один рейс, в Москве — 13-14 заказов. Цель Х5 выйти в следующем году на 15-16 заказов в рамках одного рейса в Петербурге. Средний чек сегодня и в Москве, и в Петербурге одинаковый — 3,5 тыс. рублей. Цель компании — выполнять 3 тыс. заказов в день. 

Однако следующий dark store X5 может открыть раньше, не дожидаясь этих показателей. Так, в Москве это может произойти в 2019 году, в Петербурге — в 2020-м. Также компания прорабатывает вопрос открытия онлайн-магазина в крупных городах России.   

Компания пошла по пути децентрализованной модели: чем больше складов по городу, тем лучше будет эффективность доставки, так как машины будут ездить не по всему городу, а только по конкретным районам.


Выручка интернет-магазина «Перекресток» в 2017 году составила 200 млн рублей, в этом году компания планирует выйти на оборот 1 млрд рублей, в 2019 году — вырасти в несколько раз. 



«В идеале хотим иметь четыре склада в городе — на севере, юге, западе и востоке. Но если число заказов будет расти, то изменим количество необходимых dark store на один город. Например, они могут появиться и в центре, но тогда мы будем использовать вертикальное хранение и площадь dark store сократится, так как в центре найти большую площадь невозможно», — говорит Денис Васильев.

Сегодня на сайт «Перекрестка» заходит 2 млн посетителей в месяц, из них 3,5% клиентов делают заказы. На момент запуска, в апреле 2017 года, заказы делали только 0,2%. Для сравнения: у британского Tesco конверсия 6-7%. 

Выручка интернет-магазина «Перекресток» в 2017 году составила 200 млн рублей, в этом году компания планирует выйти на оборот 1 млрд рублей, в 2019 году — вырасти в несколько раз. Цель Х5 Retail Group довести в среднесрочной перспективе онлайн-продажи до 2% от общего оборота сети «Перекресток».

Большой брат следит за тобой
В dark store установлены сотни видеокамер с высоким разрешением для расследования инцидентов. Компания решила исповедовать принцип предотвращения наказания. «Сотрудники должны понимать, что их действия всегда будут расследованы до конца и истина установится. Все действия сотрудника оцифрованы. В любой момент времени мы можем посмотреть, в какую ячейку и сколько он положил товара. Если вдруг приходит какая-то претензия от клиента, что ему что-то не довезли или брак, то, зная, во сколько сборщик сделал те или иные действия, мы проверяем по видеокамерам его действия», — говорит Денис Васильев.

Международные сети Ocado и Tesco уже открывают «темные магазины» второго поколения, в них часть функций вместо людей выполняют роботы. И X5 Retail Group внимательно изучает опыт зарубежных коллег, чтобы лучшие практики внедрить в свои будущие dark store. Например, это может быть механизация зоны маршрутизации, когда собранные ящики будут грузить не люди, а автомат и в зону загрузки они будут попадать через транспортные желоба.

В России рынок продуктов питания огромный, но онлайн-продажи продуктов питания мизерны, по России — 0,2%. Так что потенциал велик, правда, компаний, готовых инвестировать такие многомиллионные суммы в онлайн-торговлю, не много. В настоящее время из федеральных игроков к этому рынку присматривается «Лента», работающая с компанией по доставке продуктов питания на дом iGoods. В сентябре прошлого года Auchan начал тестировать online-продажи некоторых групп товаров в своем интернет-магазине.

За последние 2 года на российском рынке начали активно развиваться сервисы по доставке продуктов питания из крупных сетей. В Петербурге заметным игроком является iGooods, в Москве — Instamart.

Онлайн-рынок продуктов питания в настоящее время растет динамичнее других сегментов розничной торговли. В 2017 году его емкость в России приблизилась к 25 млрд рублей. К 2022 году емкость рынка оnline-торговли FMCG в России может увеличиться в 10 раз, подсчитали специалисты INFOLine.