Порядка 10% торговых площадей на самой знаменитой торговой улице Сингапура долгое время оставались свободными. Ситуация непрерывно ухудшалась в течение 3 лет. Но по итогам первого квартала 2018 года управление по градостроительству Сингапура (URA) сообщило, что арендный индекс торговых площадей вырос на 0,1%. Таким образом, сингапурская розница постепенно стала выходить из кризиса, и делает это весьма изобретательно.

Сингапур не готов к будущему
Сингапурская журналистка, постоянная колумнистка британской Sunday Times Чуа Муй Хунг в статье для сингапурского издания Straits times написала о рознице в своей стране: «Будущее уже здесь, и я боюсь, что мы не готовы». Если учесть, что речь идет о самом технологичном и продвинутом государстве в мире, о стране, к которой часто применяют приставку «smart» по аналогии с интеллектуальными зданиями и умными домами, о месте, где можно купить не просто товары всех брендов в мире, но раньше всех самые последние модели всего чего угодно: от электроники до кулинарных изысков, столь глубокий пессимизм в отношении соответствия ее экономики будущему вызывает по меньшей мере удивление.

Чуа Муй объясняет, что мирная и немного «самодовольная» экономика Сингапура не успевает за изменениями глобального бизнеса, в результате чего компании оказываются уязвимыми перед потерями из-за сбоев цифровых платформ, беспилотников и слияний. Автор напоминает о том, что в стране уже хозяйничают Alibaba и Amazon, и о негативном влиянии этих компаний на реальную экономику стран, на рынки которых они вышли ранее. Единственное, по мнению выпускницы Гарварда и Кембриджа, что может спасти сингапурскую розницу, — это объединение национальных компаний, их взаимодействие и включение глобального мышления.



Электронную торговлю называют убийцей традиционного сингапурского шопинга почти так же часто, как и торговые войны между Китаем и США. В данном случае Сингапур оказался между двух огней: с одной стороны, во многом благодаря помощи США Сингапур превратился в один из важнейших бизнес-центров мира, с другой — Китай является основным поставщиком состоятельных шоперов. Ограничения, которые США и Китай выдвигают друг против друга, негативно отражаются на ретейле Сингапура. В итоге за последние 5 лет такие международные ретейлеры, как Carrefour, Gap и Banana Republic, закрыли свои магазины в Сингапуре. Также опустили жалюзи своих торговых площадок местный мебельный бренд Iwannagohome и модный дом Raoul.

Традиционные сингапурские розничные магазины и торговые центры столкнулись сразу с тройной угрозой своему существованию: ростом затрат, снижением продаж и сбоями в работе отрасли из-за электронной коммерции. С одной стороны, снижение розничной торговли в Сингапуре отражает тренды в розничной торговле в мире: согласно отчету Business Insider, на планете закрылось 3800 магазинов только в 2018 году, но с другой — сугубо национальная доля ответственности за наметившийся было проигрыш в войне с онлайн-торговлей (по большей части глобальной) тоже присутствует.

В качестве примера эксперты приводят кейс торговых центров на знаменитом Орчард Роуд, ставшем такой же достопримечательностью Сингапура, как Елисейские Поля в Париже. По мнению торговых аналитиков, Орчард Роуд давно не соответствовал требованиям покупателей. Например, там не было камер хранения, не ходили автобусы до аэропорта и обратно, что могло стать дополнительным преимуществом в глазах состоятельных китайских туристов, приезжающих в Сингапур за последними моделями знаменитых мировых брендов премиум-класса. Для семейного отдыха торговые комплексы, расположенные на Орчард Роуд, не подходили из-за высоких цен на парковку и большой стоимости обеда, например, за порцию тушеного мяса с овощами гостям нередко приходится платить $30. В конкурентной борьбе с загородными торговыми центрами Орчард Роуд потерял и молодую аудиторию.

Владельцы магазинов на Орчард Роуд жаловались на правительственных чиновников, считая их виновными в своих бедах из-за высоких арендных ставок, инженерных и государственных сборов. Те, в свою очередь, пытались вернуть покупателей на знаменитый бульвар за счет увеличения его пешеходной зоны и предлагали арендаторам проводить больше уличных мероприятий, чтобы в условиях, когда онлайн-торговля предлагает высокое качество обслуживания потребителей, у тех был хоть какой-то стимул выйти из дома за покупками.

Где вход, там и выход
Онлайн-технологии — счастье и бич сингапурских ретейлеров. Они уводят покупателей, но только они способны их вернуть. Поскольку современные покупатели начинают процесс покупок через поиски в Google, сингапурские ретейлеры и продавцы начинают запускать цифровые каталоги и онлайн-витрины своих магазинов для привлечения и повышения узнаваемости бренда. Исследование, которое провел Институт передового опыта Сингапурского университета менеджмента, показало, что клиенты, совершившие покупки не только в физическом магазине, но и в его онлайновой версии, более лояльны к бренду, чем покупатели только офлайновой площадки. К процессу подключилось даже правительство, разработавшее Retail IDP для стимулирования сингапурских ретейлеров к разработке многоканальных платформ.

Уход некоторых брендов, о чем я писала ранее, подтолкнул ключевые торговые центры к активному поиску новых имен, что позволило разнообразить и придать дополнительного колорита сложившейся за долгие годы и успевшей наскучить палитре розничных предложений. Тот же Орчард Роуд в 2019 году выделил целый этаж для моделей сингапурских дизайнеров.



Компания Artbox Singapore, местная версия хипстерского рынка Бангкока, предложила множество инновационных концепций питания с живой музыкой и тайским уличным искусством, чем значительно разнообразила жизнь не только горожан, но и туристов. Турпоток, кстати, за прошлый год вырос на 6,2% и достиг значения 18,1 млн человек (неплохо для страны, где проживает всего 5 млн жителей). Топ-3 составили гости из Китая, Индии и Индонезии.

Активное внедрение роботизированных технологий позволило ретейлерам справиться с ростом трудозатрат. Летающие беспилотники все чаще доставляют товары и еду посетителям, роботы задействованы при складировании и поиске нужных товаров, а работники розничной отрасли тем временем могут посвятить больше времени взаимодействию с клиентом, что положительно сказывается на росте выручки.

Тем временем рынок постепенно возрождается: в прошлом году японский круглосуточный магазин Donki объявил об открытии двух своих точек в стране, WHSmith — 10 площадок в аэропорту, еще 80 магазинов открывает 7-Eleven. В стране запущена государственная программа по апгрейду навыков работников сектора розничной торговли, которая включает в себя обучение 174 существующим и новым компетенциям успешного работника торговли.

Сингапур готовится к будущему
Но Сингапур потому и стал тем, кем стал — smart state, потому что смотрел всегда немножечко дальше, чем остальные.

Местные аналитики, журналисты, футурологи, все, кто привлечен к коллективному обсуждению будущего розничных продаж, видят спасение торговых центров в увеличении роли общепита и развлечений. Новый опыт, как и мастерство повара, онлайн-опции не в силах заменить, а значит, в этом направлении и нужно работать.

Рестораны, кулинарные мастер-классы, специализированные продовольственные магазины смогут вытеснить традиционное понятие «фуд-корт» и развиваться в первую очередь как место для общения. Новые разработки уже воплощают эту концепцию. Например, торговый центр OUE Downtown Gallery построил на площади около 400 м2 своего рода «коммунальную кухню», где покупатель может заказывает еду через мобильное приложение, получать блюда в специальных боксах по периметру «кухни», а дальше обустраиваться за любым столом, чтобы проводить время как пожелает: официанты здесь никого не потревожат.

Еще больше внимания уделяется роли клиента в продвижении розничного бизнеса. Учитывая, как социальные сети влияют на образ жизни людей, становится очевидно, что может сделать для магазина или ресторана удовлетворенный клиент и как может навредить недовольный гость. В будущем клиенты даже в большей степени, чем сейчас, станут полагаться на отзывы и рекомендации своих знакомых, поэтому работа с ожиданиями и впечатлениями клиента, а также инструменты мотивации его к написанию нужного отзыва находятся под особенным вниманием аналитиков и дизайнеров торговых площадок.