Для начала об итогах. Мы помним, что на протяжении 2017 года рынок мороженого в России показывал 5%-ное снижение объема. Это касалось как розницы, так и сегмента фастфуда. Так вот: итоги 2018 года неизбежно покажут прирост минимум на 10%, по нашим внутрисетевым данным — даже больше. Причины: почти повсеместно жаркое лето и ЧМ-2018 по футболу. Только в Москве в дни чемпионата продавали 300 тонн продукта в день вместо обычных 200 (данные Союза мороженщиков России).

Об авторе

Евгений Драй развивает свою сеть кафе-мороженых с 2008 года, а под брендом Gelateria Plombir — с 2014 года. Сеть объединяет более 210 торговых точек в России, Казахстане, Киргизии, Белоруссии, Грузии и Таджикистане. При этом собственная сеть в Петербурге насчитывает 20 торговых точек, остальные кафе были открыты по франчайзингу. Франшиза запущена в 2015 году. В 2018 году сеть вышла на третье место среди франшиз мороженого, действующих в России. 



Эта тенденция может протянуться и на 2019 год. Известно, что в 2018 году, к чемпионату и не только, многие мороженщики и производители других сопутствующих товаров серьезно перестроили производство, в том числе за счет обновления оборудования (рассчитывая на хорошие продажи). По итогам лета стало ясно, что переоборудование окупилось. Это большая удача. Теперь мороженого будет больше, оно будет качественным, а производить его станет еще выгоднее (эффект обновления производства). Если только не случится экстремально холодного лета, то все оно найдет гарантированный сбыт. Этот сбыт в 2019 году примерно останется на уровне «прорывного» 2018-го, а может даже вырасти, невзирая на отсутствие чемпионатов.

Объяснение — в инерции или в привычке к хорошему. Обычно если потребитель на протяжении одного жаркого лета привыкает покупать больше мороженого или прохладительных напитков, то такой шаблон потребления переносится и на следующее лето — если, повторяю, лето не оказывается холодным. Тем более что рынку есть куда расти. По разным данным, потребление мороженого в нашей стране по-прежнему едва ли не вдвое меньше соответствующего показателя в развитых странах (6-7 кг на человека в год против 12 кг). Причем дело не в климате, а в покупательной способности: в Финляндии один из наиболее высоких уровней потребления мороженого — свыше 14 кг на душу населения.

В свою очередь, в силу высокой маржинальности продукта будут открываться новые торговые точки и кафе-мороженые, в том числе и по франшизе. Причем первый в новом году пик продаж таких франшиз ожидается уже в начале года: ведь чтобы успеть открыться к концу весны, начинать надо как минимум в феврале. В соответствующие периоды прошлого года только у нас в сети Gelateria Plombir заключалось до 15 новых договоров в месяц, и мы рассчитываем на не меньшую активность.

По нашим опросам, в крупных городах 75-80% постоянных посетителей кафе-мороженых не планируют никуда выезжать за границу и собираются посещать кафе в торговых центрах (причем неоднократно). В малых городах этот процент еще выше. Очевидно, что после 2014 года люди по-прежнему мало ездят за границу. А значит, для массового фастфуда и для кафе-мороженых выгодная конъюнктура продолжится.

А вот иностранных туристов ждать не приходится. С другой стороны, мы уже сейчас ощущаем рост интереса со стороны потенциальных франчайзи в наших южных регионах (Краснодарский край, Крым). После ЧМ-2018 там взяли за основу ситуацию 2015-2017 годов, когда массовый поток отдыхающих вместо Турции и Египта заново осваивал юг России. Стопроцентного повторения обычно не бывает, но в целом это совпадает и с нашими прогнозами, что позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее.