Заработная плата продавца в непродуктовой рознице формируется, как правило, из трех базовых частей, говорит Виктория Полозова, старший менеджер по работе с клиентами Coleman Services. Первая — это оплата по тарифной ставке, примерно 1/3 всего дохода в сезон. В межсезонье доля фиксированной части, к которой относится ставка, увеличивается и может доходить до половины оплаты труда работника. Основная же часть дохода приходится на стимулирующие выплаты и премии. 

«Здесь используется комбинированный подход к премированию, — поясняет Виктория Полозова, — «коллективная» премия (это вторая часть в структуре дохода) по итогам выполнения сменой плана продаж магазина и «индивидуальная» премия (третья часть) по итогам выполнения индивидуального плана продаж». 

Кроме того, существуют ежемесячные премиальные выплаты (лучшей смене компании, лучшему продавцу месяца и т.д.), могут действовать и персональные надбавки (за профессионализм, за обучение стажеров и т.д.), дополняет коллегу по Coleman Services Елена Калиниченко, менеджер по работе с клиентами компании.

Только деньги
Если говорить об абсолютных числах, то, согласно данным hh.ru, сегодня в непродовольственном ретейле продавцам в столице в среднем предлагают зарплату в размере 40 тыс. рублей в месяц, в Петербурге — 31,6 тыс. рублей. В пятерку лидеров в зарплатном рейтинге городов-миллионников также входят Казань, где продавцы могут рассчитывать в среднем на 30 тыс. рублей, Екатеринбург (26 тыс. рублей) и Новосибирск (25,2 тыс. рублей). Минимальный доход зафиксирован в Челябинске, Уфе и Перми (по 23 тыс. рублей) и Омске (20 тыс. рублей). 

В этих же городах наблюдалась минимальная динамика роста заработных плат за последний год (то есть лето 2018-го к тому же периоду 2017 года). Как отмечает Ирина Жильникова, представитель HeadHunter по Северо-Западу, в Омске среднее финансовое вознаграждение продавцов осталось на уровне прошлого года, а если сравнить с данными 2016 года, то и вовсе снизилось. А вот, например, в Москве прирост год к году составил 14%. Всего же заработная плата продавцов в непродовольственной рознице в городах-миллионниках за год выросла на 6-7%, а если сравнивать с показателями 2016-го, то на 9-10%.


Зарплаты продавцов из отрасли розничной торговли (без продуктов питания) (тыс. рублей) 



Кто получает больше
Доход продавцов еще зависит и от того, о какой рознице идет речь. «Наиболее высокие заработные платы предлагаются продавцам в сегменте DIY и в салонах сотовой связи — от 40 тыс. рублей в месяц», — говорит Елена Калиниченко. За ними в порядке убывания следуют зарплаты, предлагаемые мебельными салонами (от 35 тыс.), в сегменте FMCG (от 33 тыс.), в магазинах косметики и парфюмерии (от 30 тыс.), в сетях, продающих спортивные товары (от 28 тыс.), электронику, бытовую и компьютерную технику (от 27 тыс.), в аптечных сетях (от 25 тыс.) 

При этом Виктория Полозова отмечает, что все-таки основное различие в итоговой сумме, получаемой сотрудником в месяц, зависит больше от мотивационной системы в конкретной компании. «В разных компаниях соотношение оклада, процента от продаж и бонусов за перевыполнение плана разнится, одни делают упор на окладную часть, ограничивая процентные выплаты от продаж, другие, наоборот, предлагают минимальный уровень оклада, тем самым мотивируя сотрудников к эффективной работе, при этом не ограничивая процентные выплаты», — объясняет эксперт.

Эксперты уверяют, что существенной разницы между зарплатами в непродовольственной и продуктовой рознице нет. По словам Виктории Полозовой, в среднем показатели по предложениям работодателей схожи и колеблются в рамках 25-40 тыс. рублей в месяц, например, по рынку Петербурга. «Разница зависит от особенностей формирования системы оплаты труда (процент, бонусы, KPI и т.д.), принятой в той или иной конкретной компании», — уверяет Елена Калиниченко. Даже рост дохода, который наметился в последнее время, эксперты объясняют скорее особенностями системы оплаты труда, нежели другими факторами. 

«Несмотря на стагнацию в экономике, покупательский спрос немного вырос. Поэтому не только увеличилось число вакансий в ретейле, но и повысился уровень заработной платы линейного персонала. Если у продавцов, кассиров и грузчиков увеличение заработка составило 2,5-4%, то у работников торгового зала — 43%. Скорее всего, такая разница связана с бонусной системой вознаграждений», — говорит Елена Калиниченко.

Главные навыки
Эксперты соглашаются с тем, что на рынке труда существует дефицит соискателей на позицию продавцов. «С учетом сезонного снижения уровня конкуренции в профобласти на одну вакансию летом в Москве приходилось три соискателя, в Петербурге — два-три и в регионах России — два кандидата», — приводит статистику Ирина Жильникова. При этом трудно сказать, что работодатели требуют от кандидатов чего-то невозможного, размещая вакансии. 

От них, судя по аналитике hh.ru, ждут проявления активной жизненной позиции, отличных коммуникативных навыков, ответственности, вежливости, клиентоориентированности, готовности обучаться, дисциплинированности и желания работать в команде. Для продавцов-кассиров важны грамотная речь и навыки работы с компьютером, в программе 1С. «А вот уровень образования и наличие опыта оказались не столь существенны при приеме на работу, — добавляет Ирина Жильникова. — В вакансиях для продавцов в июне-августе текущего года в России 78% компаний были готовы взять начинающих специалистов, еще 21% все же указали требование к стажу от 1 до 3 лет».

Это только на первый взгляд кажется, что требования простые и под них легко найти нужных людей, полагает Мария Маргулис, генеральный директор рекрутингового агентства «1000 кадров». «Дефицит кадров в непродуктовой рознице связан, скорее всего, с тем, что по факту продавцам нужно обладать навыками продаж, уметь представлять товар покупателю, а также знать продаваемую продукцию, — поясняет она. — Когда вы приходите в магазин одежды, бытовой техники или оптики, продавец, как правило, сопровождает покупателей, при этом он должен рассказать о характеристиках товаров, предложить разные варианты, помочь с выбором. То есть сама продажа требует лучшего понимания ассортимента и, что немаловажно, умения продавать. Если покупатель пришел в продовольственный магазин, то ассортимент, как правило, не такой большой, характеристик не так много. Придя за куском сыра, покупатель, скорее всего, уйдет с покупкой, в отличие от стиральной машины, в поисках которой может объездить полгорода. Получается, что формально требования выглядят простыми, а в реальности для успешной работы нужны определенные навыки и человеческие качества и для осуществления продаж, и для собственного заработка, поскольку вознаграждение продавцов может очень серьезно зависеть от объема сделанных продаж».

Доходные анклавы
Интересно, что портреты соискателя на позиции продавца в небольших городах и в крупных отличаются. К примеру, в Петербурге на 67% женских резюме приходится 33% мужских, а в городах Северо-Западного региона это соотношение 78% к 22%. Большую часть продавцов в Петербурге составляют молодые люди до 22 лет (32%), 26-35 лет (27%) и 22-25 лет (21%). В регионах лидируют по возрастной структуре специалисты от 26 до 35 лет (32%). Опыт работы каждого третьего насчитывает более 6 лет, а у каждого пятого трудового стажа пока нет вовсе. Отличаются и их зарплатные ожидания: в городе на Неве 44% соискателей рассчитывают на средний доход 30-40 тыс. рублей, 40% — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, 21% — от 40 тыс. до 60 тыс. рублей. В регионе кандидаты указывают в резюме более скромные суммы: 20-30 тыс. рублей (56%), 15-20 тыс. рублей (32%), 30-40 тыс. рублей (16%).

«Разумеется, в зависимости от региона зарплаты значительно разнятся, — поясняет Виктория Полозова. — Как и в других отраслях, в розничной торговле существует феномен московских зарплат. Россию можно условно разделить на анклавы по четырем категориям. Первый: Москва и Московская область — среднюю зарплату здесь примем за 100%. В анклаве Петербург и Ленинградская область зарплаты составляют 88% от московских. Дальше благоприятно расположенные города-миллионники, например Ростов, Краснодар, Новосибирск, Екатеринбург — уровень зарплат — около 79% от московского. И, наконец, средние города с населением от 500 тыс. человек, например Киров, Ярославль — 63-65%».