Накануне black friday, удаляя из своего ящика многочисленные письма «скидки, скидки, скидки» и начиная задумываться о том, не пора ли мне вступить в клуб анонимных интернет-шопоголиков, я вдруг натыкаюсь на письмо следующего содержания: «В эту пятницу состоится black friday, день чрезмерного потребления. Мы, Camif (один из известных интернет-магазинов товаров для дома, оборот — более 40 млн евро в год. — Ред.), завтра будем закрыты, чтобы взять время подумать о воздействии наших покупок на экономику и окружающий мир. А вы? Вы готовы вместе с нами поддержать рабочие места во Франции и товары длительного срока использования?»

Почему средний чек становится короче


Уже на своем сайте компания Camif объясняет, что «черная пятница» противоречит ее миссии: ориентации на местных производителей, разумному и осознанному потреблению, торговле качественными товарами, которые долго прослужат. Поэтому вместо обычной работы компания будет проводить у себя в офисе познавательные мероприятия, рассказывающие о том, как увлечение скидками негативно влияет на окружающую среду.
И хотя прямого указания нет, всем прекрасно понятно, кому они себя противопоставляют, с кем больше всего ассоциируется black friday и чьи ценности прямо противоположны перечисленным, — опять Amazon.

«Черная пятница» (Black Friday) в Сarrefour
«Черная пятница» (Black Friday) в СarrefourАрхив «ММ»


Черная пятница, желтый жилет, белая музыка революций...
В прошлом году Camif уже пробовал поиграть в Давида и Голиафа и нашел лишь одного сторонника в лице ассоциации Envie из Страсбурга (в ней состоят около 50 предпринимателей, занимающихся торговлей подержанными товарами, их ремонтом и обновлением). Все их усилия ни к чему не привели — для крупнейших ретейлеров Франции неделя black friday 2017 оказалась самой доходной в году. Продажи Amazon выросли по сравнению с прошлым годом на 40%, а французская платежная система Carte Blue отчиталась о новом рекорде количества транзакций за одни сутки — 42,8 млн.

Но в этом году black friday не повезло — ее проведение совпало с акциями протеста против повышения акцизов на бензин движения «желтых жилетов». Повышение налогов объяснялось как раз необходимостью снижения выбросов. Предполагается, что из-за новых тарифов люди будут больше пользоваться общественным транспортом, переходить на авто с электродвигателем и пр. Социалисты отреагировали мгновенно: больше всего выбросов «совершают богатые», но расходы будут гораздо чувствительнее для бедных и электромобили им никто бесплатно не раздаст. К «желтым жилетам» присоединилось несколько сотен тысяч человек по всей Франции — уже почти неделю многие трассы в стране заблокированы, на станциях кончается бензин, а у онлайн-ретейлеров начинаются проблемы с доставкой.

Партизаны
Кроме того, движение против «черной пятницы» на этот раз гораздо лучше подготовилось и запустило свою «зеленую пятницу», причем этот экологический познавательный проект получил поддержку мэрии Парижа. Одна из основных газет страны Liberation выпустила разоблачающую статью под названием «Черная пятница для планеты (и для потребителей)», в которой, в частности, приводятся следующие цифры:
  • 30% товаров, возвращенных в Amazon, уничтожается — исследование ZDF (Германия);
  • во Франции покупается на 60% больше одежды, чем 15 лет назад, 85% из нее оказывается на свалке — данные McKinsey;
  • реальные скидки в «черную пятницу» существенно меньше, чем кажется: всего 2% для телевизоров, 0,8% для смартфонов и 1,8% для ноутбуков — данные исследования Ассоциации потребителей, проведенного 2 года назад.
Однако насколько сильно эти цифры впечатлят желающих порадовать себя в хмурые осенние будни, пока неизвестно. Протест нарастает — некоторые французские бренды действительно не проводят в этот день акций, к примеру, марка одежды французского производства Le slip francais, заявившая, что ее цены не завышены, а значит, и снижать их нет смысла.

Авторскую колонку Виктора Адамова о вреде дисконтных карт читайте здесь


Но и сама акция является для Франции относительно новой, свежей, и осведомленность о ней французов выросла с прошлого года с 58 до 91%. Местная федерация e-commerce Fevad ожидает, что объем онлайн-продаж в этот week-end составит 1,3 млрд евро. И никто из крупных компаний жертвовать своей долей в них ради политической сознательности пока не готов.