Вряд ли стоит подробно расписывать, что значит виноделие для французов, поэтому просто несколько цифр и фактов:

Производство вина в мире % от общего объема

  • На Францию приходится 16,6% всего мирового производства вина в мире, она является вторым по величине производителем после Италии.
  • В 2018 году Франция экспортировала алкогольных напитков на 13,2 млрд евро, из которых вина — на 8,9 млрд евро. Алкоголь — пятая по размеру статья французского экспорта (напомним, эти люди производят еще самолеты, автомобили и гомеопатию). При этом по внешнеторговому балансу алкоголь стоит на втором месте после авиационной промышленности.
  • Виноделие — важная статья для туристической отрасли. Во Франции насчитывается около 10 тыс. туристических кавов — винных погребов, куда туристов водят на экскурсии и дегустации. Ежегодно их посещает 10 млн человек, из которых 42% — иностранцы.
  • Виноградники привлекают иностранные инвестиции. Например, по данным французского Business Insider, за последние 10 лет китайские предприниматели приобрели в Бордо порядка 160 шато с виноградниками — это примерно 3% территории региона. А покупка французских виноградников звездами вроде Джорджа Лукаса и вовсе вещь уже обыденная.


Ложка пива
Производство вина во Франции все последние годы держалось на стабильном уровне, однако многих подкосили результаты 2017 года, когда оно резко упало почти на 20%. Вроде бы всему виной был плохой урожай, да и в 2018 году уже все восстановилось, но представители отрасли сразу заговорили о том, что и потребление вина стагнирует из-за миллениалов — те изменяют национальной привычке пить вино за обедом или вовсе предпочитают пиво.

Производство вина во Франциимлн гектолитров

В 2016 году потребление вина во Франции на душу населения составляло 42 литра в год (данные Vin et Societe). Это высокий показатель по сравнению с другими странами — в России, например, потребление составляет всего 5 литров на человека (вино и винные напитки, AlcoExpert). Однако во Франции другие ориентиры — в середине 1970-х среднее потребление вина там было аж 100 литров на человека в год.

Что касается пива, то его потребление падало до 2014 года, но потом начало активно расти. Причина: рост популярности крафтового пива и новинок а-ля пиво из дубовых бочек или бочек из-под виски. Это особенно затронуло регионы, граничащие с Германией и Бельгией. Количество брассери во Франции выросло примерно с 440 в 2011 году почти до 1400 в 2018-м. А при них стали приобретать популярность курсы «свари свое собственное пиво за 160-200 евро, вместо того чтобы просто его купить в 3 раза дешевле» и т.д. В какой-то момент пивоваренная отрасль оказалась более инновационной и креативной, что очень нравилось молодежи.

В натуральном выражении объем французского пивного рынка уже приближается к винному — 22 млн гектолитров пива против 27 млн гектолитров вина (хотя в стоимостном выражении они несоизмеримы благодаря тому, что пиво по 35 евро за бутылку еще не придумали). Но то, как быстро пивной рынок растет, явно пугает виноделов.

Выход в сеть
Удержать потребителя вина эксперты предлагают, развивая те форматы торговли, которые нравятся миллениалам — прежде всего речь идет об онлайне. 

В 2018 году объем продаж вина через Интернет во Франции составил 1,5 млрд евро — это около 10% рынка. При этом лидируют в этой сфере не гипермаркеты, на которые приходится половина продаж вина во Франции, и даже не Amazon, который вышел на этот рынок в 2015 году (то есть должен был бы уже на нем прочно обосноваться), а онлайн-аутлеты — Veepee (бывш. Ventes-privee, сайт закрытых распродаж) и Cdiscount. Оказалось, что покупка вина ящиками по хорошей цене — это то, что покупателям нравится больше всего. Стоимость средней онлайн-корзины составляет 200 евро за 10-15 бутылок.

Еще один драйвер — торговля напрямую от производителя. Многие виноградники имеют свои лавки, но суммарно через них реализуется только 3% объемов. При этом аналитики института Xerfi сетуют, что только 10% производителей продают вина через Интернет, хотя их могло бы быть гораздо больше.

Ну и наконец, они призывают развивать онлайн-сервисы Wine tech. Самым показательным примером является Le Petit Ballon — вино по подписке начиная от 19,9 евро за две бутылки в месяц с информационными вкладышами. В 2017 году стартап достиг выручки 8 млн евро и был поглощен вышеупомянутым Veepee. 

Компания вышла в офлайн — под своим брендом она открыла два винных бутика в Париже, а теперь собирается развивать новые услуги, например предпродажу винтажных вин (когда потребителю предлагается инвестировать в вино, которое он по факту получит через 2-3 года).

Иллюстрация: Андрей Попов