1

Платежи

Постоянные задержки в платежах и, как следствие, накопленный долг – самый очевидный критерий, который говорит о сложностях внутри компании. Конечно, в расчет не берутся арендаторы, у которых такие сбои происходят из-за неповоротливости менеджмента или внутренних процессов. В этих случаях нужно работать над платежной дисциплиной – договор тут в помощь. Задержка платежей и накопление долга, как правило, связаны с недостатком оборотных средств, особенно в таких компаниях это остро чувствуется в период закупки товара для следующего сезона. 

2

Оборот

Падение оборота LFL, а также отрицательная динамика в рамках текущего периода. С этим показателем работаем аккуратно и анализируем только в совокупности с ситуацией на рынке и в конкретном торговом центре. Падение оборота не всегда связано с политикой арендатора. Так, например, выручка закономерно начнет сокращаться, если существенно упадет процент занятых площадей или посещаемость ТРК. Также стоит упомянуть о роли погодных условий – один из факторов, который не зависит от игроков, однако может очень существенно повлиять на обороты. Жаркое лето – посетители уезжают за город или гуляют в парке. Однако если трафик торгового центра стабилен, в округе не появилось сильных конкурентов и выручка остальных арендаторов не падает, значит, самое время обратить на данный магазин пристальное внимание.

3

Арендная нагрузка

Под арендной нагрузкой понимаем долю аренды в обороте арендатора. Для каждого бизнеса есть ее предельные значения, превышение которых позволяет сделать вывод о вероятных убытках магазина. Как правило, для разных бизнесов этот показатель находится в диапазоне от 15 до 25%. Выходя за предельные значения, арендатор рано или поздно начнет копить долг, за исключением ситуации, когда магазин является дотационным, и компания приняла осознанное решение по его сохранению.

4

Товарное наполнение магазина

Когда в магазине пустеют полки и нет пополнения товара длительное время, то тут и анализировать нечего. Как говорится, момент уже упущен. Однако если мы говорим о первичных признаках, то обязательно нужно анализировать ассортиментную матрицу и ее представленность. Для сохранения иллюзии наполненности магазина оператор часто дублирует позиции или же начинает продавать остатки прошлых сезонов, мирно пылившиеся на складах. На практике закрытие сети также может выглядеть следующим образом: арендатор начинает перемещать товар из низкооборотистых магазинов в более успешные в стремлении быстро распродать его и по максимуму получить хоть какие-то денежные средства. Избегая систему организованного вывоза товара из ТРК, оператор может выносить его из магазина под видом проданного товара, а мелкий товар – в сумках сотрудников. Встречаются и еще более изобретательные нерадивые арендаторы. Например, если по эскалатору ТРК бежит на выход сотрудник магазина с достаточно крупным оборудованием в руках под предлогом очень срочного ремонта, верить этой легенде не обязательно. Лучше обратить внимание на другие магазины сети и проверить там наличие товара.

5

Публикации в СМИ

В СМИ появляется информация о проблемах ретейлера, закрытии магазинов или возросшем количестве судебных исков. Решение о закрытии сети может быть официально объявлено (процедура закрытия стартует уже после него), но, как правило, на такой шаг решаются лишь западные игроки. Поэтому важно следить за новостями на рынке. И на всякий случай проверять картотеку арбитражных дел.

6

Резюме

И, наконец, главное: приклеивать ярлык «нерадивый» и думать о дальнейших действиях в отношении арендатора можно только по совокупности нескольких признаков. Вывод, базирующийся только на одном пункте, содержит большую вероятность ошибки.