Французские города невозможно представить без традиционных маленьких магазинов. За их сохранение местные потребители расплачиваются высокими ценами, отсутствием торговли по воскресеньям и новыми налогами.

Французские FMCG-ретейлеры покоряют мир: Carrefour — лидер рынка Испании, Casino groupe — Бразилии и Колумбии, Auchan groupe занимает третье место на российском рынке. При этом у себя на родине эти компании считаются источником зла и убийцами локального бизнеса — эта мысль глубоко укоренилась во французском сознании, так как передается уже из поколения в поколение. Свою систему защиты мелких форматов Франция начала выстраивать больше 40 лет назад, и сегодня ее меры по поддержке мелкой розницы могут сравниться разве что с мерами по поддержке автопрома в России.

Конец нутелловой эпохи

Крупные сети начали делить рынок Франции в 1960-е годы, постепенно вытесняя мелкую торговлю в спальных районах и поглощая локальных игроков. Сегодня они контролируют более 70% рынка торговли продуктами.
Рынок розничной торговли продуктами питания Франции в зависимости от формы торговли

Французский рынок торговли FMCG-товарами в открытом доступе высоко консолидирован — почти 90% приходится на шесть компаний. Среди них нет ни одной иностранной, немецкий дискаунтер Lidl присутствует на французском рынке, но в число лидеров не входит.

Но несмотря на наличие гражданства, их агрессивный захват не всем нравился с самого начала — первый пакет законов, ограничивающих рост крупных сетей во Франции, был принят в начале 1970-х, и он, к примеру, устанавливал необходимость получать особую лицензию у местных властей для открытия магазина площадью более 1 тыс. м2. С тех пор было принято еще минимум два крупных пакта, каждый вводил новые барьеры — сейчас, например, спецлицензия требуется уже для магазинов от 300 м2. Параллельно жестко регулировались отношения между поставщиками и ретейлерами — все, что касается маркетинговых сборов, платы за полку и пр. Причем этот процесс продолжается до сих пор.

Ретейл Франция

Одной из самых скандальных новостей ретейла Франции в начале этого года стала акция на Nutella от Intermarche — банки 950 г компания продавала со скидкой 70%, за 1,41 евро. Привлекло это внимание общественности вовсе не потому, что вызвало такой покупательский ажиотаж, что ретейлеру пришлось ограничить продажи не более чем тремя штуками в руки, а тем, что продажа ниже себестоимости наносит ущерб производителю. Помня, что один за всех и все за одного, никто не стал заострять внимание на том, что речь шла о продукции не местного фермера, а итальянского гиганта Ferrero SpA с оборотом 10,3 млрд евро.

Этот пример «Nutella-бума» стал одним из наглядных обоснований нового пакета поправок для крупного ретейла, направленного на борьбу с промоакциями, который сейчас находится на рассмотрении у французских парламентариев. Он устанавливает минимальные цены на продукты, а также минимальную наценку 10%. В случае принятия новые правила вступят в силу с 1 марта 2019 года. Ретейлеры уже подсчитали, что расходы французских потребителей на продукты после этого возрастут на 2 млрд евро ежегодно.

Камушки для Давида

Помимо создания барьеров для крупных сетей, Франция активно поддерживает малую розницу. Прежде всего независимые магазины имеют все привилегии малого бизнеса (к слову, к нему тут относятся компании с выручкой до 50 млн евро в год, см. таблицу) — к примеру, льготный налоговый период на первые 2 года, который в особых случаях может быть продлен до 3 (если, например, компания основывается безработным). У французского малого бизнеса очень высокая выживаемость — последний анализ (2010-2015 гг.) показал, что пятилетний барьер преодолевают шесть из 10 компаний.

Работать по воскресеньям без специального разрешения можно, только если в компании нет наемных сотрудников. Причем этой привилегией они пользуются редко — для них главное, чтобы покупатель не смог в этот день закупиться на неделю вперед в гипермаркете. 

Розничные торговцы также объединяются в различные союзы, ассоциации и кооперативы, которые занимаются созданием общей системы закупок, а также лоббированием. Например, самая крупная подобная организация — Federation Française des Associations de Commercants (FFAC), в которую входит около 350 тыс. компаний. Они являются одними из главных апологетов запрета торговли по воскресеньям, ведь это создает «неравные условия для семейных предприятий», способствует «неуемному потреблению», мешает семейной жизни, да и для экологии плохо. В результате воскресная торговля фактически становится привилегией малых форматов — работать по воскресеньям без специального разрешения можно, только если в компании нет наемных сотрудников. Причем этой привилегией они пользуются редко — для них главное, чтобы покупатель не смог в этот день закупиться на неделю вперед в гипермаркете. На практике оказывается, что многие небольшие магазины не работают по воскресеньям и понедельникам, имеют двухчасовой перерыв на обед, а еще могут себе позволить закрыться на 2-3 недели на летних каникулах

Последний новый формат объединений — кооператив «торговцев в центре города». С 2000 по 2010 год во Франции было введено 30 млн м2 торговых площадей, больше чем за предыдущие 30 лет, что нанесло ущерб стрит-ретейлу. Его сохранение — это отдельная государственная программа. В некоторых городах уже предложили ввести налог на пустующие торговые помещения в центре, чтобы сделать их владельцев более лояльными к снижению арендной платы.

Надежда на старость

Если мелкому торговцу позитивный имидж достается по умолчанию, то крупный ретейл, будучи воплощением капитализма, вынужден постоянно над ним работать. Если раньше муниципалитеты могли давать разрешения на строительство гипермаркетов, мотивируя это созданием рабочих мест, то сегодня перед ними уже машут новыми исследованиями, доказывающими, что торговые центры на периферии убивают больше рабочих мест, чем создают.

Старшее поколение хорошо помнит, как открытие супермаркета убивало за 2 года всю местную торговлю.

Ренн, столица Бретани. На входе в местный гипермаркет Super U (принадлежит Systeme U) установлены плакаты с фотографиями предпринимателей, надпись гласит: «Спасибо нашим местным поставщикам». Это один из примеров того, как крупные сети пытаются сломать представление о себе как о тех, кто уничтожает местных производителей. Но, как бы они ни демонстрировали свою любовь к малому бизнесу, сломать стереотипы сложно. Старшее поколение хорошо помнит, как открытие супермаркета убивало за 2 года всю местную торговлю, и любит поностальгировать по эпохе, когда не было бездушных тележек, а хозяина местной буланжери или мясной лавки все знали по имени. Причем не только его самого, но и его жену, детей и собаку.

При этом люди старше 60 лет — во Франции самая платежеспособная категория. В 2016 году госструктуры провели исследование, связанное с вышеупомянутой проблемой исхода стрит-ретейла, и выборка из 187 центров городов показала, что средняя доля пустующих площадей поднялась с 6,1% в 2001 году до 10,4% в 2015-м, а в некоторых городах превысила 20%. Но оказалось, что эта тенденция совершенно не затронула города с большим процентом населения старше 60. Таких городков в стране не так уж мало, особенно на побережье, куда любят переезжать местные жители на пенсию, одновременно служа «занавесом» для местной мелкой розницы.

Новый враг

Неудивительно, что на фоне всех принимаемых мер, а также общей стагнации экономики дела у крупных французских сетей идут не очень. За 2016 год по торговле продуктами сети сократили оборот со 179 млрд до 177 млрд евро, уступив даже 1% рынка специализированным магазинам, которые растут несколько лет подряд на 3-4% в год.

Крупные ретейлеры больше не стремятся к большой доле рынка любой ценой. В 2014 году Carrefour купил испанскую сеть Dia, включая ее 800 точек во Франции. Вложившись в их ребрендинг, он получил убытки и в итоге около 240 магазинов выставил на продажу. Однако покупателей не нашлось, и теперь компания будет вынуждена их просто закрыть или продать поодиночке. Casino серьезно сократила свою сеть дискаунтеров Franprix и переформатировала ее в антуражные продуктовые лавки с минимумом пластиковой упаковки и большой долей полуфабрикатов. Auchan с 2014 года приостановил расширение во Франции, сосредоточившись на зарубежной экспансии, в частности в Китае.

Местный парламент уже рассматривает проект закона о налоге на интернет-покупки. Тариф будет рассчитываться в соответствии с количеством километров, пройденных товаром между последним местом его хранения и адресом доставки.

Главный враг нейтрализован, но сегодня над мелкой розницей нависла новая угроза — онлайн-торговля. Однако с таким богатым опытом борьбы за плечами французские власти знают что делать: местный парламент уже рассматривает проект закона о налоге на интернет-покупки. Снова делается все для поддержки локальных игроков, которые тоже могут иметь онлайн-магазины: тариф будет рассчитываться в соответствии с количеством километров, пройденных товаром между последним местом его хранения и окончательным адресом доставки. Если оно составляет менее 50 км, то налог будет 1%, от 50 до 80 км — 1,5%, более 80 км — 2%. Стоит ли уточнять, что от налога будут освобождены покупки, сделанные в компаниях, годовой оборот которых не превышает 50 млн евро.

И неважно, во сколько это обойдется потребителю. Улочки с маленькими магазинчиками — это открыточные виды, привлекающие туристов, часть облика страны и национальной культуры. А ее сохранение слишком дорогим не бывает.